Главная
Блог
Название научной статьи: как правильно сформулировать
Оформление статьи

Как придумать название научной статьи: правильное и цепляющее

Примеры названий научных статей и их сравнение. Правила формулировки заголовка для своей работы, чтобы ее чаще цитировали и лучше запоминали.

Если посмотреть примеры названий научных статей, можно заметить, что большинство имеют типичную формулировку:

  • «Основные проблемы…»;
  • «Исследование на тему…»;
  • «Общие вопросы…»;
  • «К вопросу…» и др.

Использовать такие варианты заголовка не стоит, поскольку он малопривлекателен для читателя. Названию нужно уделить больше внимания, ведь с него будет начинаться знакомство с работой. Как придумать заголовок? И когда лучше это делать — до начала работы или после? Об этом рассказываем в нашей статье.

Каким должно быть название научной статьи

У названия научной статьи 2 задачи:

  • Отражать содержание текста. По заголовку должно быть понятно, о чем рассказывается в статье, к какой области она относится.
  • Привлекать внимание читателей. Заголовок должен заинтересовать, чтобы, прочитав его, человек захотел познакомиться и со всей работой.

Думать, как назвать научную статью, необходимо до начала работы над ней. Это может быть предварительный вариант. Он поможет не отойти от темы и цели работы. Уже по окончании написания название можно откорректировать, сформулировав его более точно.

 

По длине

Важный параметр заголовка — это длина. И отразить содержание работы, и привлечь внимание необходимо в 3-12 словах. Не стоит превышать это количество. Более подробно изложить цель и идею работы можно в аннотации. Заголовок статьи должен быть конкретным и максимально кратким — таким, чтобы ни одно слово нельзя было убрать без потери смысла. Можно использовать один из двух видов названия:

  • Короткий заголовок. Используется в большинстве случаев, подходит для журналов с широким тематическим диапазоном.

Пример: «Средства повышения стрессоустойчивости педагогических работников в вузе».

  • Длинный заголовок. Больше подходит для узкоспециализированных научных журналов, для размещения в которых важно акцентировать внимание на конкретных аспектах.

Пример: «Средства повышения стрессоустойчивости педагогических работников в вузе за счёт внедрения практики индивидуальных анонимных консультирований у психологов».

 

По форме и содержанию

Другой важный фактор — наличие ключевых слов. Их обязательно нужно включить в заголовок, чтобы при публикации в электронных библиотеках и журналах статья появлялась в результатах поиска по конкретным словам и фразам. Для этого необходимо, чтобы выбранные ключевые слова относились к сути вопроса.

В отдельную категорию выделяются вопросительные заголовки. В конце не ставят знак вопроса, но предполагается, что статья на него отвечает.

Пример: «Как повысить стрессоустойчивость педагогических работников в вузе за счёт внедрения практики индивидуальных анонимных консультирований у психологов».

За рубежом названия такого типа очень распространены, поскольку наиболее полно отражают то, над чем работал автор. В отечественной практике к подобным заголовкам все еще скептическое отношение, поскольку их считают не научными. Хотя вопросительное название действительно привлекает внимание читателя, заставляя их открыть и изучить работу подробнее.

Пример составления заголовка: сравнение двух вариантов

Для одной работы можно придумать несколько заголовков, отвечающих указанным требованиям. Причем любую тему легко переформулировать, не изменив смысл. Разберем 2 примера названий научной статьи для публикации:

  • «Исследование вопроса эффективности использования интернет-рекламы в современных реалиях»;
  • «Эффективность использования интернет-рекламы в XXI веке».

Наверняка вы заострили внимание на втором заголовке. И это легко объяснить:

  • Он короче. За счет этого заголовок проще для беглого чтения и понимания сути статьи.
  • Проще запоминается. Все благодаря тому, что в заголовке нет лишних слов и при чтении человек не запинается. Раз название легко запомнить, то и цитировать его будут чаще
  • Содержит числительные. Числа привлекают внимание, даже по статистике читатели активнее реагируют на заголовки с цифрами.
  • Лучше и конкретнее описывает тему. Слова «исследование вопроса» лишние в первом заголовке, поскольку научная статья уже сама по себе предполагает, что будет исследоваться какая-то тема. Кроме того, фраза «в XXI веке» более конкретная, нежели «в современных реалиях».

Ошибки при выборе названия статьи

Название научной статьи должно быть максимально корректным, без сенсационных и интригующих заявлений, жаргонизмов. Иными словами, заголовок должен соответствовать принципам научного стиля. Чтобы название было понятным для всех, не стоит использовать узкопрофильные сокращения или формулы.

Дополнительно стоит оценить, как заголовок будет звучать на английском языке. При переводе не должно появиться нежелательных смыслов. Это касается названий статей на научную конференцию или для публикации в журналах, где требуют при оформлении приводить заголовок, аннотацию и ключевые слова на русском и английском языке.

К наиболее распространенным ошибкам в составлении заголовка относится следующее:

  • Название слишком общее. По нему неясно, о чем конкретно пойдет речь в тексте.
  • Заголовок не соответствует теме статьи. Получается, что читателя вводят в заблуждение.
  • Название с сенсацией. Заголовки типа «Засорение окружающей среды — как мы за это расплачиваемся» больше подходят для новостных текстов, чем для научных публикаций.

Придумать правильный заголовок не так сложно. Необходимо выписать ключевые слова по теме, учесть образы и эмоции, возникающие при чтении статьи, а также выделить детали, которые могут привлечь внимание. И не стоит забывать, что всегда возможны исключения, поскольку нельзя применить одинаковые правила и стандарты ко всем статьям. Главное, чтобы заголовок отражал специфику статьи, а при его прочтении ни у читателей, ни у рецензентов не возникало лишних вопросов.

Поделиться

3266

Другие новости

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января