В журналах из списка ВАК и рецензируемых РИНЦ чаще всего требуется простая структура статьи. Автор указывает проблему, приводит экспериментальную часть (для практических работ), аргументировано описывает результаты и формулирует выводы. Но для международных и некоторых отечественных журналов этого недостаточно. Статью приходится значительно расширять, делать ее более полной и информативной. Но это и полезно, поскольку повышается общая ценность работы. Для этого структура содержания научной статьи должна включать больше разделов, нежели только введение, основная часть и заключение.
Международные научные издания вроде журналов Web of Science и Scopus имеют более строгие требования к научным статьям. В первую очередь это касается разделов. В Web of Science и Scopus используется так называемая IMRAD структура научной статьи. Расшифровка следующая:
Это основные обязательные столпы, на которых базируется статья, но не все. Кроме них есть еще несколько частей, которые нельзя игнорировать. Так, в структуре статьи для «Скопус» или другого международного журнала должны присутствовать:
Написанию аннотации стоит уделить не меньше внимания, чем основной части статьи. Из этого раздела читатель должен узнать о цели исследования, использованных методах, достигнутых результатах и кратких выводах. Это стандартная структура. Но она может быть расширена перечислением задач, описанием модели, указанием рамок исследования, его практического значения, оригинальности и социальных последствий.
В любом случае из аннотации человек должен понять, стоит ли статья его внимания или нет. Особенно это касается публикации в коммерческих изданиях, где полный текст работ доступен по подписке. Тогда аннотация будет «продавать» статью, и поэтому в данной части нужно перечислить только все самое важное. А помогут в этом шаблонные фразы — с ними будет проще сформулировать все пункты.
Следующий раздел в структуре научной статьи — ключевые слова. Они определяют категории и понятия, необходимые для описания исследуемой проблемы, а также помогают читателям быстрее найти в базе нужный материал. Оптимальное количество — 5-7 ключевых слов, где-то допускается до 10. Они должны попадать точно в тему статьи, ее научную сферу, цель, объект изучения.
По введению судят об актуальности статьи. И если ее ничем не доказать, то материал могут счесть неактуальным для журнала и науки в целом. Поэтому во введении нужно описать новизну статьи. Это может быть:
В правильной структуре научной статьи в составе введения обязательно присутствует обзор литературы. Автору необходимо отразить общие тенденции, приведя по своей теме уже опубликованные материалы. В их теории, методологии, практике или выводах нужно выделить конфликты, не до конца решенные вопросы или проблемы.
Этот раздел статьи особенно важен для работ с эмпирическими исследованиями. Необходимо описать, что и как было сделано, когда и как были проанализированы полученные данные. Для этого можно:
В теоретической статье вместо Materials and Methods будет раздел Theoretical basis с описанием теории, взятой за основу научной работы.
Из раздела с материалами и методами, где приводились предположения, логично следуют результаты. Они должны подтверждать актуальность статьи. Результаты — это четкое описание выводов, идеи, концепции или метода, к которым пришел автор. В этой части должно быть минимум источников и цитирования. Все потому, что результаты — это собственные наблюдения автора, его выводы и умозаключения.
После результатов в структуре написания статьи идет их обсуждение. Для тех, кто впервые готовит материал для Scopus или Web of Science, написание этой части может вызывать затруднения, поскольку в российских изданиях из списка ВАК и РИНЦ такого раздела нет. Чтобы было проще, необходимо придерживаться следующей структуры обсуждения:
Введению статьи противопоставляется заключение. В нем результаты, разъясненные в обсуждении, перечисляются в сжатом виде. Главное, чтобы заключение не противоречило введению. Не менее важна в этой части систематизация — все должно быть четко и понятно. И еще одно правило — не повторять в заключении аннотацию, даже в перефразированном виде.
Структура научной статьи предполагает, что автор должен выразить благодарность учреждениям и отдельным лицам, которые оказывали помощь в подготовке материала. Это может быть лаборатория, субсидирующая организация, специалист, который дал советы или провел полноценную консультацию. В этом же разделе перечисляются гранты, приводится дипломная или диссертационная работа, на основе которой писалась статья.
Последним разделом в структуре написания статьи для публикации выступает список литературы. Нужно перечислить все работы, которые использовались при подготовке материала. Требования к оформлению списка могут быть разными в зависимости от издания. Чаще всего используется ГОСТ Р 7.0.5-2008 и более новая версия — ГОСТ Р 7.0.100-2018 (обе на 2021 год действующие).
Даже при наличии требований к содержанию автору может быть не до конца понятно, как грамотно все оформить. Тогда стоит обратиться к опубликованным статьям. Это поможет лучше понять, какой структуры работ придерживается конкретное издание.
Уже написанную статью стоит проверить на соответствие требованиям журнала: проанализировать состав, логичность изложения, соответствие заключения целям и задачам во введении, проверить факты и наличие ответов на все поставленные в начале работы вопросы. От этого зависит, насколько высоко будет оценена работа и как часто она будет источником цитирования.
Поделиться