Главная
Интервью
Анна Ананьева: «Решение навигационных вопросов Севморпути может увеличить грузопоток в 100 раз за ближайшее 10 лет»

Анна Ананьева: «Решение навигационных вопросов Севморпути может увеличить грузопоток в 100 раз за ближайшее 10 лет»

Бизнес
Анна Ананьева

Автор: Фатима Мухина

3 мая 2024

Эксперт в области океанологии и автор уникальной методологии, повышающей безопасность и эффективность арктического судоходства, – о своей разработке, важности прогнозирования мореплавания и глобальном потеплении

Границы Северного морского пути могут быть расширены почти вдвое – в маршрут войдет акватория от Мурманска до Сахалина. Это будет способствовать выполнению поручения президента по увеличению грузопотока по Севморпути к 2024 году до 80 млн тонн. В связи с грандиозными планами правительства российские ученые прорабатывают ряд вопросов: одни исследуют возможности ограждения уникальных морских млекопитающих от негативного воздействия судового трафика Северного морского пути, а другие решают навигационные проблемы – для эффективной и экономически выгодной работы транспортных компаний. Одно из перспективных предложений разработала Анна Ананьева, эксперт в области океанологии и картографии, рецензент международного мультидисциплинарного журнала «Актуальные исследования» – это уникальная методология, повышающая безопасность и эффективность арктического судоходства. Ее использование позволит снизить стоимость прохождения судна на 16,6 %. Подробнее о прорывной разработке – в интервью с ее автором. 

Анна, одной из зон повышенного интереса для судоходства в России сейчас является Арктический регион. С чем это связано?

Стремительное отступление арктических морских льдов в последние десятилетия – одно из проявлений глобального потепления. Оно оказывает серьезное воздействие на развитие арктических морских транспортных систем и разведку шельфа. Спутниковые наблюдения показывают быстрое сокращение ледового покрова Арктики. Это свидетельствует о возможной перспективе отсутствия морских льдов в Арктическом бассейне в летне-осенние месяцы уже в первой половине 21 века. В связи с ожидаемым увеличением доступности судоходной навигации и повышением перспектив использования арктических транспортных систем важно оценивать способности современных климатических моделей адекватно отражать изменения режима морских льдов, в частности, для Северного морского пути.

В связи с изменением климата Арктика подвергается существенному притоку тепла со стороны Атлантического океана. Почему мореплавание в таких условиях особенно важно прогнозировать?

Это нужно с точки зрения безопасности и экономики, так как при неправильном составлении маршрута можно столкнуться с препятствиями, которые без ледокольной проводки судам не ледового класса преодолеть невозможно. Уменьшение количества льда в летнюю навигацию увеличивает вероятность взаимодействия морской поверхности с холодными воздушными массами, вызывающими изменения в морском и ледовом балансе. Подобное перераспределение влияет не только на одно море, но и на соседние акватории, так как между ними существует ледообмен.

Арктический регион – достаточно труднодоступный, с суровыми метеорологическими показателями, а значит, можно использовать данные дистанционного зондирования Земли. Именно этот метод вы применили в своей работе. Расскажите подробнее о его принципах.

С помощью дистанционного зондирования информацию можно получать в оперативном режиме без потери данных. Это возможно благодаря проведению съемки в различных диапазонах с использованием приборов на борту спутниковой системы. Для получения информации на больших территориях морской поверхности применяются спутники с низким пространственным разрешением. Для уточнения используются спутники с высоким разрешением до 10 метров. Для комплексного анализа важно брать несколько спутниковых систем.

При внедрении вашей методологии в работу транспортных компаний стоимость для прохождения одного судна по Севморпути, согласно вашим расчетам, может сократиться на 16,6 %. Какие еще эффекты достижимы?

Вычислительные алгоритмы адаптивны практически к любой конфигурации морской транспортной системы и любым внешним условиям. Поэтому проведя анализ спутниковых данных, можно построить карту с рекомендациями, в какой период времени и в каком районе исследуемых морей существует благоприятная обстановка для прохождения морского транспорта без ледовой проводки. Следовательно, метод также повышает безопасность судоходства по маршруту. 

Насколько быстро меняется ледовый ландшафт на маршруте и когда может осуществляться безопасная навигация в Карском море и море Лаптевых?

Карское море имеет более мягкий климат из-за соседства с Атлантическим океаном. Ледовые характеристики предрасполагают к практически полному очищению моря в летний период, а значит, к снижению рисков опасного прохождения судов во льдах. Море Лаптевых можно отнести к суровому по климатическим характеристикам, оно имеет свои особенности в распределении льда, так как находится на континентальном шельфе, где преобладают мелководные районы.

Свою работу вы презентовали на крупных международных научно-практических конференциях: например, «Морские исследования и образование – MARESEDU», а также ИНФОГЕО «Геоинформационное обеспечение устойчивого развития территорий». Кроме того, результаты опубликовали в рецензируемом журнале «Информационные технологии и системы: управление, экономика, транспорт, право». В научном сообществе ваша разработка вызвала большой интерес. Насколько сегодня популярна данная тема для исследований?

В настоящее время происходит много изменений в морях, океанах, атмосфере. Освоение Арктики стратегически важно для страны, в развитие данной территории запланированы серьезные финансовые вливания. Северный морской путь играет ключевую роль в освоение этой местности, а его развитие, в свою очередь, затрудняют льды и использование дорогостоящей техники. Решение навигационных вопросов Севморпути может увеличить грузопоток в 100 раз за ближайшее 10 лет.

Поделиться

958

Другие интервью

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января