Автор: Кира Данилова
21 сентября 2023
Сфера дизайна сегодня как никогда набирает обороты, и в этом контексте имя Евгения Малашука, ведущего веб-дизайнера и разработчика, звучит особенно громко. По данным LinkedIn, профессии цифровых дизайнеров являются одними из самых востребованных профессий, а на hh.ru насчитывается более 20 тысяч вакансий для специалистов этой отрасли. Евгений не просто следует этому тренду, он задает его, благодаря своему исследованию, предлагающему единую классификацию критериев профессий цифрового дизайна.
Евгений считает, что «нужно, чтобы дизайнеры говорили на одном языке — языке профессионализма». Он не просто учит этому языку, но и демонстрирует это на практике. Его первое исследование в этой области является важным шагом на пути к стандартизации и унификации в веб-дизайне и профессиях цифрового дизайна.
Евгений Малашук также подчеркивает роль искусственного интеллекта в современном веб-дизайне. По его мнению, ИИ не заменит человеческих дизайнеров, но станет отличным инструментом, улучшая процесс разработки и качество конечного продукта.
Описывая свой путь в индустрии, Евгений делится советами для тех, кто хочет прийти к крупным и значимым проектам: «Никогда не останавливайтесь на достигнутом, ищите новые подходы и методы. Это поможет не только вам, но и всей отрасли».
Евгений Малашук — не просто эксперт в области веб и цифрового дизайна, он также исследователь и практик, чьи идеи влияют на всю индустрию. Его единая классификация специализаций веб-дизайна и видение роли ИИ делают его одним из самых значимых голосов в современном дизайне.
Основной вопрос, который задают уже не первый год многие «кто такой ux-дизайнер и чем он отличается от web?». Это вопрос задают не только начинающие дизайнеры, но и те, кто уже давно в профессии. Обычно это сводится к тому, что: сейчас модно называть себя ux (ux/ui) дизайнером, а веб дизайнер нечто архаичное и из музея. Я решил задать себе этот вопрос «что же это, и чем это отлично? Действительно ли профессия веб дизайнера мертва?». С этого был положен мой страт в исследовании. И, впоследствии, в написании книги.
Итак, ключевая идея книги — систематизировать то, что ранее было не систематизировано. И сделать из алогичного — логичное. Из-за того что длительное время в мире профессий цифрового дизайна творился небольшой хаос — атомы порядка, в своем танце стали сами формировать некие взаимосвязи логичности. Но так как это было крайне стохастично, то и формирующийся порядок стал формироваться из домыслов и субъективных мнений. Стоит отметить, что так не во всех сферах цифрового дизайна. Допустим, в анимации и гейм-дизайне все более логично и построено в структуру, систематизировано. А вот веб и статическая графика смешались. Возможно, на это повлияло то, что в процессе формирования профессий, они исходили из друг друга, переплетались в своих профессиональных требованиях и в настоящий момент очень часто функции одних схожи, если даже не идентичны. Система критериев очень сложна, и она разделена на функции. Всего выделено четыре функции и в каждой из них выделяется по несколько критериев, каждый из которых конкретизируется на более сложные составляющие. Именно эти критерии позволяют оценить специалиста в сфере ux/ui или веб дизайна.
Честно признаться, я не сразу к этому пришел. Изначально книга была принята скептически, как и исследование. Но я был к этому готов, так как я запустил процесс, который до этого все обходили стороной. Впоследствии, когда мое исследование стали больше читать практики, те кто реально, “на поле” работает с этими критериями, они были в восторге. Сейчас я все больше получаю откликов и рецензий от применения моего исследования.
Думаю, главный «секрет» книги, это схема повествования, простое о сложном, а также прикладная ценность для бизнеса. Многие руководители сталкиваются с проблемами на перепутье выбора специалиста, а руководствуясь полученными данными можно исключить хаос из HR и нанимать персонал согласно требованиям и реально значимым в проекте качествам. Поскольку данные составлены из открытых вакансий на hh.ru, они максимально приближены к реальности, а сами критерии отражают сугубо те действия, которые должен выполнять специалист.
Все полученные результаты исходят из личного опыта. На практике приходится постоянно сталкиваться с путаницей в подборе сотрудников, и я решил кардинально работать с этой проблемой и дальше. Думаю, что ключевое условие, благодаря которому удалось закончить книгу и сделать её такой, какой она представлена сейчас, это кропотливая аналитическая работа. Пришлось самостоятельно работать с огромным массивом информации, и что самое важное, потребовалось представить её наглядно и интересно для читателей. Думаю, в будущем эта тема может получить дополнительное развитие за счет опроса крупных работодателей, онлайн-школ, чтобы внести полную ясность в решение вопроса сравнения критериев профессий современного цифрового дизайна. Пока что мы имеем хорошее начало и простор для продолжения аналитической работы.
Судейство — это ответственное занятие. Текущий сезон в судействе оказался крайне загруженным. Так получилось, что все конкурсы проходили примерно в одно время. Многие конкурсы еще продолжают проходить, и моя работа судьи не заканчивается. Между тем и есть еще те конкурсы, которые только начнутся в ближайшее время. И все эти конкурсы разные, привлекают различных специалистов и требуют учета своей специфики при судействе. Нет такого что, конкурсы одинаковы и можно как-то подойти системно к ним, либо к оценке работ.
Например, конкурс Lovie и Davey Award, W3 очень похожи в плане алгоритма судейства. Все конкурсы оцениваются онлайн, и вот эти конкурсы построены на одном алгоритме. Это очень удобно и не приходиться на каждом конкурсе знакомиться с алгоритмом оценки. Тем не менее: нужно зайти в профиль судейства и по очереди выставлять оценку работам. До начала судейства необходимо предоставить экспертные данные судьи, при учете того, что я приглашен от ассоциации, экспертные данные нужно дополнительно заполнить. И на основе этих данных предоставляются номинанты на оценку. Нужно открыть каждый проект, познакомиться с ним, проанализировать и выделить сильные/слабые стороны. Оценить по каждому критерию. Заполнить судейский лист, а также оставить свою рекомендацию. Это занимает много времени. Но при этом, играет огромную пользу и для меня, позволяет развиваться и не стоять на месте. Я знакомлюсь с новыми взглядами, идеями. Всегда можно подумать над тем, «почему было принято именно такое решение, почему так реализовано?», «чем руководствовались авторы при выборе инструмента?».
Это хорошо развивает мышление и позволяет рассматривать идею с нескольких сторон, оставаться на волне индустрии.
Сейчас актуально использование технологии ИИ (AI). Это видно и в реализации проектов. Видно, как в реализации графических элементов, так и технических. Этот вопрос, о влиянии развития ИИ (AI) на цифровой дизайн, я так же активно исследую и освещаю в последнее время в своих интервью и статьях. Хотелось бы популяризировать его и дальше.
Это актуальная тема, которая затрагивает большинство сфер по всему миру. Мои статьи и исследования в области ИИ направлены как на исследование развития дизайна в мире ИИ, так и оценку влияния новых инструментов и алгоритмов на профессии цифрового дизайна. Эти исследования, как и книга, обусловлены информационной ямой, которая порождает слухи, страхи и домыслы. Искусственный интеллект (AI) с каждым годом играет все более значительную роль в жизни людей, поэтому важно развенчивать мифы о нем. К примеру, если раньше мы не могли представить, что будем управлять техникой с помощью голоса, то теперь это стало привычной частью нашей повседневной жизни. Растет роль AI и в сфере дизайна.
Многие рассматривают AI как угрозу, полагая, что он оставит дизайнеров без работы. Другие же более оптимистично оценивают его роль, называя лишь помощником, который возьмет на себя все рутинные задачи и позволит дизайнерам в полной мере реализовать свой творческий потенциал. Я стараюсь максимально объективно разобраться в этом вопросе, как специалист с огромным опытом в сфере цифрового дизайна.
Многообразие мнений, конечно, хорошо, а вот необоснованные страхи и обвинения уже негативно влияют на профессию. Все чаще можно слышать о том, что профессии умирают, что дизайнер уже не нужен и прочее. Не могу согласиться с этим. И мои статьи призваны показать, что можно использовать эти инструменты для развития отрасли, снижения рутинной нагрузки. Инструменты позволят перевести дизайнеров из оперативного режима в тактический. Это открывает новые возможности для дизайна и дизайнеров. Например, можно посмотреть на отрезок времени десяти лет: как изменились подходы, методики и инструменты в цифровом дизайне. Добавились новые функции, возможности. Это естественный процесс эволюции. Новые инструменты могут быть крайне полезны для оптимизации процесса проектирования и создания лучших пользовательских интерфейсов. Можно ожидать, что в будущем мы увидим больше инструментов для веб и цифрового дизайна на основе ИИ (AI), поскольку технология продолжит развиваться.
И можно с уверенностью сказать, что искусственный интеллект будет играть большую роль в развитии веб и цифрового дизайна и управления мультимедиа. С ИИ (AI) мы можем ожидать более персонализированного веб-интерфейса, более эффективных процессов веб-дизайна и еще более продвинутых веб-приложений. На сегодняшний день искусственный интеллект уже оказал большое влияние на цифровой и веб дизайн. Предположу, что ИИ (AI) заставит изменить подходы, и в целом сами профессии, связанные с механической работой, либо не требующие высокого и разностороннего уровня знаний. Но дизайн подразумевает эмпатию (умение поставить себя на место другого человека), а это останется прерогативой людей.
Я и дальше продолжу свои исследования, продолжу судейскую практику. Сейчас очень большой запрос на мое исследование, описанное в книге. Есть запросы на развитие и проработку дополнительных прикладных решений для бизнеса. Несколько проектов, работающих в сфере диджитал и веб запросили сопровождение своих проектов на экспериментальной основе моего исследования. Были собраны команды опираясь на классификатор и хотя пока и рано говорить о результате (нет итоговых расчетов), мы уже видим снижение затрат на поиск сотрудников и формирование команд дизайнеров, работа более эффективная в плане управления и реализации проектов. Задача студии: набрать профессионалов, максимально подходящих под задачи проекта и на выходе получить качественный продукт в срок, с минимальным количеством издержек.
Поступают запросы и от учебных площадок, о более детальном раскрытии темы в учебном материале. И на сегодняшний день я прорабатываю эти запросы, скорее, экспериментально. В ближайшее время мое исследование и материалы из книги выйдут в журнале ВАК, с адаптацией для преподавателей и учебных площадок. Это послужит базой для развития потенциала исследования и переноса его в более широкую академическую плоскость.
Мир меняется, а дизайн — это живой организм, в котором и мы все, и наши работы, и наши ошибки — это процесс эволюции дизайна. Не стоит бояться пробовать новое. Из экспериментов рождаются технологии. То, что вчера встречалось критикой, завтра может стать правилом.
Поделиться