Автор: Кира Данилова
8 июня 2023
Работа с Big Data, автоматизация процессов и внедрение высокотехнологичных решений стали неотъемлемой частью развития практически любого крупного предприятия или малого и среднего бизнеса. Темпы развития информационных технологий вынуждают компании всё чаще обращаться за помощью к специалистам и инвестировать большие деньги в реализацию ИТ-проектов. Однако по данным международных исследователей, лишь небольшая доля готовых проектов отвечает изначальным планам и целям заказчика. Павел Кровяков практикует совершенно иной подход. Он успешно разработал и внедрил десятки решений для крупных российских коммерческих компаний и госучреждений, а также для международных заказчиков. Его ИТ-проекты для Мосгортранса получили престижные международные награды, его решениями пользуются региональные министерства здравоохранения. Зачем инженерам обязательно разбираться в менеджменте и экономике предприятий, Павел Кровяков рассказал в специальном интервью.
На первое место я бы поставил проект по разработке и внедрению единой информационной системы в крупную федеральную аптечную сеть “Ригла”. По сути, это была система управления всеми бизнес-процессами компании, которая могла планировать все ресурсы предприятия для осуществления закупок, продаж и учёта в процессе выполнения заказов клиентов. При том что в сеть входило более 500 объектов. Проект реализовывали собственной командой без привлечения подрядных организаций с “нуля” в течение более двух лет в тесном взаимодействии с проектным офисом компании заказчика. Это была ответственная работа с бюджетом более $1 млн. Значимым для себя я его считаю, потому что он утвердил моё понимание, что для успешного завершения ИТ-проекта должна быть слаженная совместная работа исполнителя и заказчика на всём протяжении проекта и активное участие команды заказчика. Успех этого проекта помог мне понять, что я хочу дальше развиваться в области управления ИТ. Более того, это понимание появилось и у многих специалистов, которые в то время работали со мной над проектом, и впоследствии они выросли до управленцев в крупнейших международных ИТ-компаниях.
Управленческие задачи, которые я в то время решал, были значительно шире, чем техническая разработка и внедрение системы автоматизации складского учёта. Для управления ИТ-проектом, подобного тому, который моя команда выполняла для “Риглы” и не только, помимо технических компетенций необходимо на высоком уровне разбираться в бизнесе предприятия заказчика, понимать логику автоматизируемых процессов, стоящие бизнес-задачи, глубину изменений в работе пользователей и потребителей услуг, то есть мыслить системно. Моё первое высшее образование предполагало подобные знания, но я понял, что их недостаточно, поэтому и поступил сначала в экономический университет, а потом в Институт управления проектами.
Каждый ИТ-проект нацелен на разработку нового уникального продукта, который должен решить определённые задачи предприятия, а после внедрения он в какой-то степени будет влиять на изменения в организации работы этого предприятия, поможет в выполнении бизнес-стратегии. То есть во время разработки проекта думать нужно не о создании некого “умного” цифрового решения, а о последствиях его влияния на работу предприятия в целом.
Очевидный пример – Комплекс систем управления пассажирским транспортом. Это ИТ-проект на базе технологий интернета вещей, Web-платформа, в которую включены единый банк данных предприятия, системы планирования и диспетчеризации. Надо понимать, что Мосгортранс оперирует одной из крупнейших наземных транспортных систем в Европе. В 2017 – 2020 гг., когда я разрабатывал и внедрял проект, у предприятия было около 10 тысяч единиц транспорта и более 800 дневных и ночных маршрутов, которые перевозили до 5 млн пассажиров в день. Эффективно управлять работой предприятия без современного ИТ-решения невозможно. На маршруте случаются разные аварии или в городе проходит мероприятие с перекрытием улиц – диспетчеру нужно здесь и сейчас принимать оперативное решение, выпускать на линию резервный транспорт, корректировать график движения и сообщать об этом и водителям, и пассажирам.
Разработанный и внедрённый нашей командой совместно с подрядной организацией Комплекс управления пассажирским транспортом принципиально изменил работу диспетчерских служб предприятия. В результате внедрения увеличились параметры соблюдения расписания и точности онлайн прогноза для отображения на остановочных табло и в мобильных приложениях. Как следствие, в столице ежегодно повышается индекс удовлетворенности населения пассажирским транспортом, растёт скорость движения общественного транспорта, увеличивается объём перевозок пассажиров, что благоприятно сказывается и на финансово-хозяйственных результатах предприятия-перевозчика.
Да, на том момент поиск возможностей снижения аварийности была одной из ключевых задач на предприятии. Проведённый анализ причин показал, во-первых, что очень часто в ДТП городской транспорт попадает из-за усталости водителей, во-вторых, что эта проблема актуальна для всей отрасли наземного транспорта. Нужно было решение, которое помогло бы водителю быстро фокусироваться на дорожной обстановке. Под моим руководством мы провели ряд пилотных проектов и нашли необходимое решение, которое в дальнейшем внедрили с привлечением специализированного подрядчика. Это бесконтактная автономная система мониторинга “Антисон” на основе искусственного интеллекта, которая использует технологию компьютерного зрения для контроля состояния водителя в автобусе. Она распознаёт засыпание, отвлечения внимания, курение, использования мобильного телефона – всё, что может повлиять на безопасность дорожного движения, и подаёт сигнал водителю и одновременно в диспетчерскую, если замечает сонливость или если водитель отвлёкся. Систему установили на 8 тысячах транспортных средств. По результатам эксплуатации в 2021 году предприятие достигло снижения аварийности на дорогах столицы на 26%. Нашу работу по снижению аварийности оценили по достоинству – Мосгортранс стал лауреатом независимой премии RB Digital Awards 2021 в области логистики. Дополнительно, внедрённая система “Антисон” стала лауреатом национальной премии IT Stars имени Георгия Генса в номинации “Инновационный проект социальной направленности”. Но самая большая награда — это сохранённые жизни, отсутствие травм и аварий, безопасность на дорогах для водителей, пассажиров и пешеходов.
Система “Антисон” может работать даже на участках с плохой связью, поэтому её используют и в регионах крупные российские компании. На сегодняшний день она в опытной и промышленной эксплуатации на транспорте предприятий нефтегазового сектора, Росатома в Бурятии, Красноярской логистической группы компаний “Полюс” и других.
Кроме возможности построить маршрут на общественном транспорте с учётом личных предпочтений – метро, автобус, каршеринг, самокат и т.д. – это бронирования и оплаты проезда через личный аккаунт, также приложение предоставляет возможность городским службам на основе Big Data оптимизировать маршрутную сеть, сократить пробки и тем самым улучшить экологическую обстановку в городе.
Кроме того, приложение не просто помогает удобно перемещаться по Москве, оно может выполнять функцию гида, выстраивая туристические маршруты. Это не просто навигатор, который в режиме реального времени отслеживает движение транспорта, а целая экосистема, в которой есть также инструменты дополненной реальности, встроенный сервис для слабовидящих пассажиров и мультиязычный функционал. Сервис был очень популярен во время проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году, когда столица принимала много гостей не только из других регионов, со всего мира.
Успех – это не цель, поэтому его сложно достичь. И критерии оценки успешности в последнее время начали пересматривать, потому что исполнитель успешность оценивает со своей позиции, а заказчик – со своей. У них разный угол обзора проекта. Бывает так, что проект с технической точки зрения реализован отлично, но в финале выясняется, что он не отражает реальных потребностей компании-заказчика. По данным независимой международной исследовательской консалтинговой фирмы в области ИТ Standish Group, показатель успешности ИТ-проектов за последние несколько лет не превышает 30 %, из которых только 11 % действительно отвечают бизнес-планам заказчика. Поэтому для себя всегда считаю важным ориентироваться преимущественно на цели заказчика и совместную плодотворную работу на протяжении всего проекта. Понимание того, что действительно нужно заказчику, помогает найти наилучшее решение и повысить вероятность успеха ИТ-проекта.
Поделиться