Главная
Интервью
«Можно автоматизировать до 80% всей бюрократии при заказе поездок, трансферов», – ведущий разработчик Aeroclub Артем Рудяков

«Можно автоматизировать до 80% всей бюрократии при заказе поездок, трансферов», – ведущий разработчик Aeroclub Артем Рудяков

Диджитал
Артем Рудяков

Автор: Кира Данилова

24 мая 2021

IT-эксперт и разработчик – о цифровизации туризма и влиянии на пользовательский опыт

Около 21% туров и сопутствующих услуг в сфере туризма в 2020 году продавались онлайн. Такой анализ привели эксперты Phocuswright. Для сравнения: в далеком 2016 году 85% продаж все еще делалось оффлайн. Флагманами цифровой трансформации, которая повлияет на то, как мы будем путешествовать в ближайшем будущем, становятся TravelTech-стартапы – IT-компании, создающие веб-сервисы в сфере перемещений по миру и путешествий. О дигитализации туризма, трэвэл поставщиках данных и о том, как все это влияет на опыт поездок пользователей мы поговорили с Артемом Рудяковым, ведущим разработчиком Aeroclub.

Эта компания поддерживает ряд не имеющих аналогов TravelTech-сервисов. Например, веб-сервис Time автоматизирует заказ билетов и номеров в отелях. Клиентами Aeroclub, в основном, являются крупные компании с количеством сотрудников от 1000 человек, заинтересованные в том, чтобы автоматизировать громоздкие процессы оформления и организации деловых командировок.

Артем, в чем разница между трэвэл поставщиками данных (travel data providers) и TravelTech?

Трэвэл поставщики данных – это ключевые в сфере туризма и путешествий компании, например, авиаперевозчики и железнодорожные перевозчики. Они отдают некоторые свои услуги и информацию на цифровой аутсорсинг с помощью API. Это специальные интерфейсы для разработчиков, позволяющие интегрировать сторонние приложения с исходным сервисом поставщика. Тем самым вы можете заказать билеты через компанию-перевозчик или номер в отеле на сайте сети гостиниц, а можете в веб-интерфейсе TravelTech-стартапа. Мощь последнего заключается в том, что он способен соединять на своей площадке десятки API от поставщиков различных, нужных в поездках услуг, искать через методы API оптимальные параметры обслуживания под клиента и автоматизировать получение услуг до такой степени, что это меняет реальность путешествующей части населения.

Было бы неправильно говорить, что до цифровизации, в современном понимании этого слова никому не приходило в голову предложить туристическую информацию в «одном окне». С 60-х существуют глобальные дистрибьюторские системы (GDS). Они объединили авиаперевозчиков и туристические компании и позволяли последним лучше ориентироваться в том, какие билеты вообще есть и у кого их можно купить. Позднее, с развитием интернета, появились CRS – компьютерные системы бронирования и OTA, онлайн туристические агентства – они через безопасное соединение «подтягивали» информацию о билетах из тех же API и позволяли их покупать. В том числе так приобрести билет могли и могут обычные путешественники, действующие не через организацию.

Однако все это были сервисы, остановившиеся на полдороге. Современные TravelTech выводят все это на совершенно новый уровень интеграции и оптимизации для корпоративных и индивидуальных путешественников, включая в общую, комбинированию. Доходит до того, что нажатием одной кнопки на UI (user interface), вы можете приобрести все необходимые услуги от билета на самолет до аренды автомобиля в другой стране и еще и выгрузить заполненную автоматически бухотчетность по поездке. Без ложной скромности, модуль автоматического составления бухгалтерской документации по потраченным на командировки средствам для Aeroclub писал именно я.

На сегодняшний день можно автоматизировать до 80% всей бюрократии при заказе поездок, трансферов с сервисами Aeroclub, в том числе Time.Aero.

А какие сервисы предлагает Aeroclub? Получается, это TravelTech-стартап?

Помимо Time.Aero, основного сервиса, через который, главным образом, заказывают билеты, у «Аэроклуба» есть веб-сервисы Expense и Atom, автоматизирующие создание отчетов и бухгалтерской документации по деловым поездкам, другим видам путешествий, корпоративным мероприятиям. Кроме того, Aeroclub поддерживает собственное API, в которую отдает уже агрегированную из всех источников информацию и сервисы.

О том, насколько выгоднее заказывать все нужное через TravelTech-сервисы красноречиво говорит такой факт: Time.Aero объединяет на своей платформе информацию от 800 авиакомпаний. Из предложений будет автоматически выбрано то, что оптимально в условиях уникального маршрута путешественника или сотрудника в командировке. Как вы понимаете, самостоятельно такой анализ рынка произвести нельзя.

Aeroclub существует с 2008 года и за это время вырос из стартапа в большую компанию. Но когда я туда пришел в качестве разработчика, IT-архитектура как раз испытывала трудности из-за того, что стартап превратился в большую компанию, а цифровую инфраструктуру надо было переписать профессиональнее. Только так она могла «подтянуться» до нового размаха работы и количества клиентов. 

Насколько ниша TravelTech насыщена в России или, может быть, она свободна для новых технологических стартапов? Наша ситуация сильно отличается от того, что представлено в других странах?

У нас развитие этого направления цифровизации запаздывает. Когда Aeroclub появился, его сервисы были единственными в своем роде в России. Сейчас есть 3-4 конкурента (Sabay Travel, Mice, Concur), однако это скорее потенциальные, а не настоящие альтернативы пока. В Европе и США таких сервисов больше, они выходят на рынки других стран и жестко конкурируют между собой. В сфере сравнения цен, фильтрации по дате и времени, аналитики, бронирования авиарейсов лидируют Flight API, Amadeus, Skyscanner, Sabre, FlightAware. Если брать бронирование отелей, то стоит перечислить MakCorps Hotel API, Hotelapi.co, Booking.com API, Hotelbeds API, Cloud Beds API. На Западе много API, если так можно выразиться, «вокруг» поездок: это API рейтинговых систем и систем отзывов об услугах, цифровые данные по страхованию в поездках. Существуют API, в которых можно получить информацию о достопримечательностях и местных событиях на определенные даты (Destination API), а также специальные API, позволяющие увеличить безопасность и шифрование при покупке билетов и других услуг для путешественников (Payment API). 

Оказались ли востребованы такие услуги в России?

Бесспорно, но пока Time.Aero пользуются, в основном, корпоративные клиенты. Топ-менеджмент очень привлекает идея автоматизировать документооборот командировок и деловых поездок персонала. Путешествующие по собственной инициативе, туристы пока не слишком осведомлены о возможностях TravelTech и о том, почему пользоваться ими на порядок выгоднее, чем обычными информационными системами покупки и бронирования. А на TravelTech индивидуальный путешественник может сэкономить сотни процентов от бюджета поездки.

В чем специфика разработки в интересах TravelTech-компаний?

Главная сложность заключается в том, что трэвэл поставщики данных, отдающие свою информацию через API, делают это самыми разными способами, с использованием конструктивно различных методов. Данные поступают разными протоколами от WCF до RPC и REST. Все это разнообразие надо каким-то образом синхронизировать на своем ресурсе и сделать так, чтобы информация подгружалась и взаимодействовала быстро и с минимальным количеством ошибок. Это предъявляет особые требования к IT-архитектуре веб-сервисов. В роли ведущего разработчика Aeroclub мне довелось решать множество проблем, которые связаны с подгрузкой огромных массивов разнородных данных. Среди проблем, с которыми сталкивается разработчик именно в TravelTech, я бы также назвал разное качество данных в тех или иных API, разную скорость их актуализации, а также разную степень адекватности при решении тех или иных проблем. Как вы понимаете, если билет оформлен неправильно, посреднику в виде TravelTech площадки гораздо сложнее решить проблему, чем тому, кто оказывает услугу непосредственно. Такие вещи надо продумывать заранее. 

Из вашего опыта: какие технологии, архитектурные решения, «лучшие практики» больше всего подходят для решения средствами IT проблем, с которым сталкивается TravelTech?

Основной проблемой, с которой сталкивался я как тимлид команды и разработчик был постоянный рост нагрузки на ресурсы. Когда вы подключаете данные 800 авиакомпаний, инфраструктура испытывает огромное давление. С 2018 года мы решили добавить много новых источников данных, в связи с чем проблема только усугубилась. Мы подключили API от трэвэл поставщиков данных «Островок», IWay, благодаря чему Aeroclub увеличил свое присутствие в отельных и трансферных сегментах TravelTech. С другой стороны, многие запросы от пользователей стали «ломаться» или возвращать ошибки. Это было связано с тем, что нам пришлось присваивать запросам в «машинном отделении» сервиса более 2100 параметров, что уперлось в ограничения нашей базы данных на MS SQL. Также информация, которую отправляли на сервер корпоративные пользователи, была очень специфична, а архитектура со времен стартапа была выстроена таким образом, что не могла гибко все это обрабатывать. Пришлось полностью переписывать код обращений ко многим туристическим API. Под моим руководством нам удалось оптимизировать запросы к базе данных и сделать так, чтобы они работали быстрее. Мы внедрили в качестве посредника между сервером и пользовательским интерфейсом RabbitMQ. Это брокер сообщений, который позволяет тонко фильтровать обработку в сервисе пользовательской информации, которую он отправляет через формы и другими способами на UI. Затем, она поступает «на бэк» в формате JSON с различными атрибутами. По ним можно сортировать сообщения, реагировать на них быстрее и с индивидуальным подходом. Чтобы ускорить сервис мы предприняли все, что только можно, даже переписывали серверный код и оптимизировали JS «фронтовой» части приложений. Как руководителю, мне понадобилось решать множество проблем, связанных с кросс-девелопментом, то есть взаимодействием процессов разработки с другими процессами компании. Мы решали проблемы с отделом продаж, техническим отделом. Мы обсуждали содержание услуг и вытекающие из него технические решения с директорами департаментов, высшим руководством, техническим менеджментом. Как одна из мер, позволяющих найти комплексное решение проблем с нагрузкой и обработкой данных, мы осваивали «лучшие практики» технического менеджмента, в частности, Waterfall и Scrum. 

Что B2B-клиентам и обычным путешественникам сулит TravelTech-индустрия?

За счет автоматизированной обработки большого количества данных, причем, обработки не рекламной информации на сайтах, а сухих данных API TravelTech находит самые недорогие, при этом, оптимальные способы решения той или иной задачи путешественника. Также, покупая пакет услуг, система помогает применять к ним скидки, о которых в других случаях вы никогда не узнаете. Мы называем это монетизацией для покупателей транспортных услуг. Получать таким образом скидки можно на что угодно: участие в мероприятиях в месте, куда вы собираетесь, на размещение в гостиницах и, естественно, авиабилеты. Еще одно преимущество связано с лагом между формированием у, допустим, авиаперевозчика услуги как таковой и появлением информации в API. В API она появляется раньше, так что с TravelTech вы получаете свежие предложения первыми. Если вы коммерческая организация, оказывающая услуги в области туризма, то с TravelTech можете снизить себестоимость своих услуги и увеличить продажи, ведь для вас заказ билетов – это составляющая цены для конечного пользователя. 

Современные TravelTech-платформы развиваются бурными темпами. Если крупные компании, которые оказывают клиентам услуги по перемещению по воздуху, земле и воде рассматривают веб-сервисы, как побочный по отношению к основным услугам продукт, то посреднические цифровые сервисы сфокусированы на пользовательском опыте и максимальном удобстве для путешественника в поисках подходящей услуги. Развиваются мобильные приложения TravelTech-площадок, путем объединения информации от разных трэвэл поставщиков данных удается создать «синтетические» услуги с минимальными ценами и максимальным удобством путешественника. 

Поделиться

11

Другие интервью

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января