Автор: Кира Данилова
28 апреля 2023
Спрос на загородное жильё в этом году вырос в России почти в два раза. Повышенный интерес россиян к коттеджам отмечают и строители, и риелторы, при этом нынешний рост превышает прошлогодний. Явление закономерное для кризисных периодов в экономике. Эксперт в области проектирования жилья и социально значимых объектов Рустам Мухаметханов считает, что есть и другое объяснение: в России меняется представление людей о жилом пространстве, причём касается это и организации городской среды. Значительно выросли требования к эстетике и функциональности. О трендах в строительстве поговорили с лауреатом премии “Время инноваций – 2021”, автором проекта наукограда Иннополис, а также проектов многоквартирных домов, дорог и станций в Татарстане и Москве.
Коттедж – далеко не самый ликвидный тип недвижимости, и продать его даже по той цене, по которой он был куплен, удаётся крайне редко, так что одного только желания сберечь накопления для повышения к ним интереса не достаточно. Я бы назвал ещё как минимум два фактора. Во-первых, государство в последнее время начало стимулировать заселение сельской местности. Эта тенденция читается в “Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года”, которую президент РФ утвердил в прошлом году. В плане прописано, что 45 % построенного в ближайшие 8 лет жилья должно быть индивидуального плана. Делается это, с одной стороны, для развития сельского хозяйства, но, с другой – является ответом на потребности людей. Период самоизоляции во время пандемии коронавируса очень сильно повлиял на представления людей о том, в каком пространстве они хотят проводить время. Жители крупных городов, которые тогда могли работать удалённо, снимали жильё в пригороде и смогли буквально пощупать этот образ жизни. При этом лишаться городского комфорта совсем люди тоже не хотят, поэтому сейчас больший интерес вызывают готовые решения для жизни за городом – те самые коммьюнити с готовой инфраструктурой, благоустройством и гармоничной застройкой.
Да, конечно. Горожане тоже тянутся к природной, скажем так, умиротворённости в окружающем их пространстве, но выражается это, конечно, иначе. Дисгармония между человеком и урбанизированной средой – проблема большинства крупных городов России. Горожане стали более требовательными к тому, что видят вокруг себя. Хотят красивые парки, скверы, фонтаны в общественных пространствах и во дворах своих домов – теперь они хотят иначе проводить свободное время, им нужен досуг и развлечения в жилой среде. В Казани, в частности, это стремление ярко выражено. Город нужен не только для выполнения каких-то условных функций жителей, но и доставлять удовольствие от прогулок с детьми, комфортного занятия спортом и так далее. Я это понимаю и учитываю, когда разрабатываю проекты жилых застроек – тщательно прорабатываю дендроплан, думаю, какие и где разместить арт-объекты или тренажёры, например.
Весь проект в принципе уникален, мы были первыми в современной России, кто занимался возведением целого города на пустом месте. Строительная площадка под Иннополис представляла собой холмистую местность с постоянными перепадами высот. Чтобы выровнять её местами снимали до 12 метров грунта.
Уникальное решение применили на подъездной дороге от трассы М-7. Особенности геологических данных были таковы, что не было возможности возвести мост через очень глубокий овраг. Мы решили сделать насыпь из грунта с максимальной высотой на уровне 52 метра. Искали аналоги в мировой практике – ничего подобного не нашли.
Все инженерные сети на стройплощадке Иннополиса разводил я, и могу уверенно сказать, что с точки зрения инженерии там использовались все решения по организации рельефа и планировки, какие только существуют. Я это делал на бумаге, а потом ездил контролировать исполнение всех проектных решений на месте. Отходить от проекта было нельзя. Большая ответственность. Проект сложный, но интересный. Я занимался им четыре года, начиная с 2014 года.
Конечно. Это был период, когда начался поворот экономики к импортозамещению. И я лично занимался поиском отечественных аналогов для иностранных материалов, элементов благоустройства и инженерного оборудования, использование которых обычно практиковали в строительстве. В итоге я сумел найти образцы отечественных производителей, которые даже превосходили западные по характеристикам. В частности для Иннополиса я использовал освещение, уличное спортивное оборудование и элементы озеленения российских производителей.
Опыт, который я получил во время строительства Иннополиса мне пригодился в 2020 году во время реконструкции НКЦ “Казань”. Там нужно было укрепить склоны. Для этого есть специальные каркасные конструкции немецкого производства, но я предположил, что это избыточное решение и можно обойтись без них. По моим расчётам, для удержания грунта было достаточно геоматов, которые производят в России. Их мы и использовали. Сейчас по прошествии времени можно сделать вывод, что тогда я сделал правильный выбор.
Самое простое – террасная застройка безусловно хороша для морских городов. Удачное исполнение создаёт впечатление амфитеатра. Причём как с воды, так и с берега. “Театральные” ярусы зданий, сводящие взгляд к морской “сцене” – такая структура гармонизирует визуальное восприятие.
В городах со сложным рельефом террасная застройка позволяет решить сразу две задачи: визуального восприятия и функциональности пространства. Нынешняя проблема крупных городов заключается в том, что они выстраиваются вокруг машины, а не человека. Например, расположение и ширину улиц, высоту проёмов определяют расчётами о потоках транспорта и габаритами пожарных машин. Чтобы город воспринимался гармонично, нужно учитывать три фактора: эстетизация пространства, функционализм и инженерия. Потребность современного человека к эмоциональному комфорту, о котором мы с вами говорили, повышает значимость гармонизации архитектуры. При освоении сложного рельефа планировочная структура террасированной застройки благодаря своей компактности выгодно отличается гибкостью и способностью к трансформации. Плюс, она позволяет выполнить плотную застройку с большой площадью, причём стильно и функционально. Можно играть с объёмно-пространственной композицией. Всё это важно в стеснённых городских условиях.
Экстрим-парк “Урам” в Казани, площадью более 4 гектара, это крупнейший подобный парк в Европе. Уникальный объект в центре города, уникальный – в мировом масштабе. Одной из главных трудностей при разработке проекта было вписать сложную инфраструктуру крупного сооружения в уже существующую застройку. “Урам” стал частью масштабного проекта благоустройства набережной реки Казанки. Рядом река, главный городской мост “Миллениум” и Казанский кремль, который находится под охраной ЮНЕСКО. Сейчас это спортивный и творческий центр для прогрессивной молодёжи, в экстрим-парке каждый год регулярно тренируются около 4 тысяч спортсменов. Раньше на зиму экстремалам приходилось уезжать для тренировок за границу, теперь можно тренироваться в Казани, здесь же проводят крупные соревнования. Буквально в марте экстрим-парк принимал спортсменов Первого этапа Кубка России по BMX-фристайлу. В турнире выступал участник Олимпийских игр в Токио Ирек Ризаев, уровень соревнований он оценил как мировой. Для меня это и оценка инфраструктуры, которой я занимался.
Отрасль к тому времени давно нуждалась в подобном решении. Впервые эту технологию я использовал при благоустройстве станций второй линии метро в Казани и транспортно-пересадочным узлом «Лермонтовский» в Москве. В обоих случаях стояли похожие задачи. Учитывать нужно было два уровня: наземный и подземный, где проходит метро. А между ними ещё должны функционировать инженерные сети, которые обеспечивают коммунальными ресурсами жилые микрорайоны. Полноценная детализированная 3D-модель в таких случаях помогает оценить все нюансы, которые можно упустить на плоских чертежах. Объёмная цифровая модель позволяет увидеть недопустимые уклоны или отклонения от нормативов, незамеченные наложения или пересечения. Сейчас даже на уровне Минстроя РФ регламентировано, в каких случаях использование BIM-моделирования обязательно.
Цифровизация отрасли продолжится несомненно. Сейчас всё активнее используется искусственный интеллект, и это здорово – он снимает с инженеров-проектировщиков многие рутинные задачи и тем самым освобождает энергию и время для поиска творческих решений.
Если говорить в целом о строительстве, я вижу возрастающий тренд на гармонизацию городского пространства. Это и создание более здоровой среды в городе, и строительство с учётом экономики совместного потребления с заботой об экологии, плюс, внимание к досугу людей в городах, да и в сёлах тоже. Надеюсь, этот тренд сохранится надолго, и архитектура городской застройки будет всё более индивидуальной и дружелюбной по отношению к человеку и природе. Это выгодно. Приятный визуал вкупе с удобством функционала способствуют психологическому комфорту жителей, а счастливая нация – это успешная нация.
Поделиться