Автор: Кира Данилова
5 мая 2023
Продвижение бизнеса в интернете давно вышло за рамки банального создания сайта, странички в соцсети и распространения рекламных объявлений. Сейчас в этой работе гораздо больше аналитики, алгоритмов и математических расчётов. Необходимо много экспериментировать, собирать глубинную аналитику и постоянно придумывать новые подходы. Только так, в современном рынке можно занять свою долю на рынке, уверен Сергей Елькин, эксперт в области разработки и продвижения Saas. Один из самых известных его проектов – Taplink, сервис для продвижения бизнеса в соцсетях, – сейчас используют более 4 миллионов клиентов по всему миру.
Да, одна из моих основных задач в Таплинк – выход на международные рынки. На сегодняшний день около трети клиентов – иностранные клиенты. Вначале пути мы столкнулись с довольно серьезной конкуренцией, потому что пока мы развивали сервис в России – на тот момент уникальный для страны – зарубежные стартаперы тоже не сидели на месте. И когда мы начали заходить в США, страны Латинской Америки и Индонезию, там уже существовало множество аналогов. Конкурировать было нелегко, да, но мы были уверены, что наш сервис будет популярен не только в России, сумели найти свой подход и, в итоге, занять хорошие ниши на мировом рынке. В США, например, у нас порядка 200 тысяч клиентов. Чтобы их получить, мы активно использовали SEO инструменты. Особенность Америки в том, что всем международные проекты стремятся в первую очередь на их рынок, результат – очень дорогая реклама. Нам пришлось искать другие каналы, например SEO продвижение. Через продвижение в поисковых системах получить трафик гораздо экономнее.
Сейчас наш трафик в США – примерно шесть тысяч уникальных посетителей за сутки. При продвижении через рекламу за один клик мы бы тратили $1, а с SEO продвижением мы не платим за переходы. Экономия – $6000 ежедневно.
Мы не просто создаём сайты. Сайт сам по себе сейчас никого не интересует. Сейчас он выполняет не роль визитки или портфолио компании, как это было раньше, а участвует в выстроенной системе привлечения клиентов или продаж. Я иногда наблюдаю, как некоторые компании сделают, например, только сайт. Потом с этим сайтом идут к рекламщику, он им говорит, что с этим сайтом ничего не получится, надо делать другой. В Web-стратегии мы понимаем, что заказчики приходят к нам не за сайтом, а за результатом, который должен выражаться, например, в заявках, новых клиентах и увеличении продаж, но как получить этот результат, они в большинстве случаев не знают. Наши заказчики – это банки, девелоперы, крупные промышленные и нефтехимические компании, автодилеры, спортивные команды, различные ассоциации и многое другое. Мы взаимодействуем с их отделами рекламы, маркетинга и продаж, выстраиваем работу с нуля и до желаемого результата, проводим глубинную аналитику, изучаем конкурентов, выстраиваем стратегию для достижения требуемого результат, полностью разрабатываем ПО с учётом информационной безопасности. SEO, реклама, креативы, PR – всё это тоже прорабатываем. После запуска проекта, сопровождаем его вплоть до получения результатов. Это уже далеко не просто сайт, как вы понимаете. За всё время работы, это уже почти 15 лет, мы реализовали более 200 проектов.
Например, работали с одним из крупнейших региональных банков Пермского края. Это был период, когда финансовые организации начали активно выходить в сеть и создавать свои мобильные приложения. У Банка “Урал ФД” всё это уже было, но они понимали, что уровень удобства продуктов не дотягивал до лидеров рынка, таких как Тинькофф и Сбербанк. В конкурентной борьбе удобные, понятные сайты и приложения с полноценным банковским функционалом стали большим преимуществом. По сути мы создали для банка большую экосистему: модифицировали мобильные приложения и интернет-банки, разработали три сайта для разной аудитории (розничного, корпоративного бизнеса и премиальных клиентов) и интегрировали их с внутренними подсистемами банка – так называемым кредитным конвейером, CRM и другими.
Вообще у нас не бывает стандартных проектов. Даже если они в одной сфере, то разные задачи всё равно предполагают искать разные подходы. В этом смысле интересно работать с застройщиками. Их на рынке очень много, и чтобы выделиться стратегию продвижения приходится менять по несколько раз в год, иначе конкуренты начинают повторять тактику и догоняют. Придумываем новые рекламные платформы, офферы, иногда приходится создавать новые маркетинговые инструменты, что-то ещё. В том же “Яндекс.Директ” по одним и тем же запросам выпадает по 50 застройщиков или объектов. А цены на клики приличные. Да вообще в рекламной выдаче не просто появиться. Приходится изобретать. В итоге, клик в директе у конкурента, например, стоит 100 рублей, а у нас ниже 30.
Улучшить сайт для его ранжирования в поисковых системах зачастую длительный процесс. Поэтому от него однозначно стоит отказаться если бюджет ограничен или само ваше предложение ограничено сроком или спросом. Мой опыт показывает, что к SEO стоит прибегать, когда, во-первых, клики в рекламных сетях стоят дорого, 100-300 рублей, например. Легко подсчитать, что всего 60 переходов из поисковой выдачи вполне окупят затраты на оптимизацию сайта. Во-вторых, когда у вашего ресурса есть большой трафик. Один клик может стоить дёшево, но пять – десять тысяч уникальных пользователей сэкономят хорошую сумму. Для компаний, которые комбинируют бесплатную и рекламную поисковые выдачи, оптимизация тоже вполне подойдёт. Всё нужно считать.
У меня сейчас действительно отличная команда. Самое важное для SEO-специалиста – аналитическое мышление. Оптимизация сайтов для поисковых машин похожа на научно-исследовательскую работу. Важно уметь сопоставлять факты и данные, видеть логику, строить гипотезы и проверять их. Потом создать оптимизированный контент и ещё следить, что и как делают конкуренты. Нужно учитывать и сопоставлять множество SEO-критериев, которые будут влиять на поисковую выдачу. Конечно, кандидат должен понимать основы построения сайтов. Ещё я сам перфекционист, люблю, когда идеально, поэтому и людей в команду подбираю таких, которых результат на уровне “нормально” не устроит.
Практически. Мы дали его попробовать в деле лидерам общественного мнения, они его оценили и рекомендовали своей аудитории. Для них это было несложно и органично, потому что наш конструктор решает существенные проблемы продаж через соцсети. Невозможно убедить человека, что-то купить, когда у тебя есть, например, всего 150 знаков. Мы сами столкнулись с этой проблемой, и так пришли с партнёром к созданию собственного инструмент продвижения в соцсетях. Taplink даёт возможность человеку без специальных знаний создать страничку-визитку с кнопками для переходов в портфолио, прайс-лист, сайт, мессенджеры и социальные сети, а заодно с формой заявки и оплаты. И сделать это можно всего за 10 минут и с собственным оформлением.
Конечно, мы проводили анализ метрических показателей у бизнесов, которые начали использовать наш конструктор. Если конверсия на заявку обычного лендинга составляет где-то 1 – 3 %, то на заявку сайта, созданного в Taplink может достигать 30 %. Это доля клиентов предпринимателя, которые после захода на сайт перешли по контактной ссылке или даже заказали товар.
Сфера ИТ, сфера маркетинга очень быстро меняются. Иногда кажется, что это происходит быстрее, чем можно уследить. Зато каждый день можно узнавать и пробовать что-то новое. Совет могу дать, пожалуй, универсальный для любой сферы деятельности – старайтесь быть лучшим в своей нише. Иногда кажется, что лучшие в своём деле – это какие-то невероятные люди, которые делают невозможные вещи. Но через год – два, вы будете делать не хуже, если это время потратите на работу по постоянному совершенствованию.
Поделиться