Автор: Дарья Лунная
13 декабря 2025
По статистике количество детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом растет. По данным Минпросвещения России, в 2024/25 учебном году в российских школах обучалось 1 026 990 детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Это на 49 тысяч (5%) больше, чем годом ранее.
О ситуации в сфере развития детей, современном родительстве и возможностях помощи семьям, замечающим задержку в развитии детей, мы поговорили с Яной Юрьевной Давыдовой, практикующим педагогом-дефектологом, основателем и руководителем Центра детской психологии и развития речи «Томатис 54» (г. Новосибирск). Яна Юрьевна является членом Союза дефектологов и Ассоциации детских психиатров и психологов, автором методики запуска речи у детей и методики диагностики детей от 6 месяцев, направленной на ранее выявление признаков задержки и нарушений в развитии у детей.
Это связано с целым рядом причин: одни из них, это ухудшение качества питания населения, ослабление здоровья современных женщин и, как Вы правильно отметили, достижения в медицине. Современные знания и технологии позволяют зачать, выносить и выходить после рождения даже потенциально слабого и нежизнеспособного ребенка. Мы восхищаемся результатами и опытом акушеров, реаниматологов, неонатологов, которые спасают младенцев, но никто в дальнейшем не отслеживает, как развивается этот ребенок, сохранен ли у него интеллект, способен ли он потом к обучению и сможет ли быть дееспособным и жить самостоятельно.
К сожалению, те цифры, которые мы можем найти, не соответствуют действительности.
В России проживает 32 млн. детей до 18 лет. По данным вице-премьера России Татьяны Голиковой, на 01.06.2025 в стране насчитывалось 784 тыс. детей-инвалидов, что составляет 2,5 %. Подчеркну, это только дети-инвалиды, которые получают социальную и материальную поддержку государства. Но есть и еще одна категория детей – «дети с ограниченными возможностями здоровья», этот статус дети получают после прохождения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). Данные дети также имеют особенности в физическом, психическом или эмоциональном развитии и им необходимы особые образовательные условия. Статистики по данной категории детей нет.
И есть еще одна категория детей, о которой многие не догадываются. Не учитываются дети, которые не посещают детский сад, не обратились на ПМПК, а их родители приняли решение работать исключительно с частными специалистами, то есть государство не знает о существовании проблем у этих детей.
Так как я занимаюсь написанием научных статей, то я знакома со статистикой других развитых стран. В ней сообщается, что численность детей с особенностями развития составляет не менее 10-15 % от общей популяции новорожденных.
Таким образом, мы можем высчитать простую пропорцию и получим от 3,2 млн. до 4,8 млн. детей в России имеют задержки и нарушения развития.
Здесь несколько факторов:
Во-первых, сейчас распространена детоцентристкая модель семьи, когда во главу интересов ставится удовлетворение потребностей ребенка, его гиперопека, создание исключительно бережных условий воспитания и обучения. Это и обуславливает выбор частных детских садов и школ.
Во-вторых, получение коррекционно-развивающих услуг дефектолога, психолога, логопеда в государственных учреждениях (поликлиниках, органах социальной защиты) возможно только курсами 1-2 раза в год, что малоэффективно.
В-третьих, есть категория родителей, которые с 2-3-летнего возраста замечают особенности развития у своего ребенка и хотят уберечь его от стигматизации общества и исключить получение им статуса «ребенок-инвалид» или «ребенок с ограниченными возможностями здоровья». Поэтому выбирают исключительно работу с частными коррекционно-развивающими центрами.
Нет, мы работаем со всеми семьями, вне зависимости от того, какую систему образования (частную или государственную) они выбирают, и вне зависимости от того, в какой стране семья проживает. Сейчас много эмигрировавших из России людей, которые проживая в другой стране, пока недостаточно там социализировались, не выучили язык, поэтому им сложно найти помогающих в развитии детей специалистов. И для них моя онлайн-диагностика и консультация являются основополагающим этапом в понимании, действительно ли есть проблемы в развитии у ребенка и как подходить к построению коррекционно-развивающей работы в конкретно их условиях и ситуации. В моей методике есть разработанные алгоритмы помощи и так называемые «ресурсные листы» со специалистами и центрами в разных странах, например, в Казахстане, Израиле, США.
В настоящее время у меня работает сайт https://world-of-speech.com с полезной информацией для родителей, которая доступна уже на 3-х языках: русском, английском и испанском. В ближайшем будущем планируем работать не только с русскоговорящими семьями, но и с англо- и испаноговорящими, чтобы как можно больше родителей могли предупредить задержки развития и своевременно помочь своему ребенку.
Мы имеем опыт, когда после онлайн-диагностики и консультации к нам в Центр «Томатис 54», в город Новосибирск, приезжали семьи из Франции, Германии, Казахстана, Узбекистана, Израиля. Конечно, мы гордимся этим, потому что к работе с регионами России мы уже привыкли. После проводимых мной онлайн-консультаций к нам в Центр на реабилитацию приезжают семьи из Алтайского и Приморского краев, с Чукотки, Камчатки, Курильских островов, острова Шикатан, республики Бурятия, Якутия, Иркутской, Томской, Новосибирской областей. Благодаря разработанным мною алгоритмам, мы делаем доступной для семей, проживающих в отдаленных районах страны, не только качественную информационно-диагностическую помощь, но и реабилитационную.
Для каждой семьи по итогам диагностики ребенка я разрабатываю индивидуальный коррекционный маршрут, в котором пошагово расписано какие медицинские обследования необходимо ребенку пройти, к каким врачам обратиться и какие коррекционные занятия, методы, направления необходимы ребенку в первую очередь, какие задачи необходимо решить и что родителям важно делать в бытовых и режимных моментах, чтобы ускорить динамику в развитии ребенка. Часто это кардинальное изменение стратегий воспитания, которое требует от родителей колоссальных моральных усилий и даже смены мировоззренческих ориентиров.
У меня работает программа сопровождения семей при реализации индивидуального коррекционного маршрута. Она обеспечивает родителей необходимой информационной, диагностической и аналитической поддержкой в процессе жизни и развития ребенка.
И я веду Телеграм-канал, блог в Инстаграме и канал на Ютубе, где делюсь знаниями о нормах моторного и речевого развития детей, критериях, которые помогают вовремя заметить тревожные признаки нарушений и задержки развития, а также приемах развития ребенка в режимных и бытовых моментах. Я отвечаю на вопросы подписчиков, что позволяет родителям чувствовать поддержку и наставничество от компетентного специалиста. Все эти информационные ресурсы можно найти по названию World-of-Speech или по моему имени – Яна Давыдова.
Для семей, которые выбирают муниципальную систему образования, я включаю в индивидуальный коррекционный маршрут необходимость прохождения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), на основании заключения которой определяется программа обучения ребенка, и ребенок может получать бесплатную коррекционную помощь в поликлиниках, центрах социальной защиты населения, а также в детских садах или школах (например, дополнительные занятия логопеда, дефектолога, психолога). В таких случаях мы выстраиваем систему преемственности в работе между специалистами нашего Центра «Томатис 54» и специалистами учреждений, которые посещает ребенок по месту жительства (центр социальной помощи, детский сад или школа).
При тяжелых нарушениях развития у ребенка в индивидуальный коррекционный маршрут включаю рекомендацию обратиться в бюро МСЭ (медико-социальной экспертизы), для оформления статуса «ребенок-инвалид». Это дает семье ряд льгот, а также финансовую поддержку от государства для дополнительных абилитационных или реабилитационных мероприятий на платной основе в частных клиниках и центрах.
Думаю, да. Многие специалисты обучаются у меня в Центре «Томатис 54» и на проводимых мною семинарах и лекциях. Они внедряют мои методики и наработанные алгоритмы в свою работу, делая более доступными для населения услуги именно ранней помощи детям с особенностями развития. Потому что «золотое правило» коррекционной работы – чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче можно преодолеть имеющиеся нарушения развития. Это дает реальный шанс детям выйти в норму развития, адаптироваться в детском саду, в дальнейшем пойти в общеобразовательную школу и осваивать учебную программу.
В России повсеместно внедряется идея инклюзивного образования. Однако современные условия таковы, что классы переполнены: 30-35 человек, из них в каждом классе по 3-4 ученика с ограниченными возможностями здоровья, при этом в классе нет тьюторов, оказывающих индивидуальную помощь этим ученикам. Многие родители, выбирая общеобразовательную школу, не ставят в известность классного руководителя о наличии особенностей у ребенка. Поэтому я обучаю учителей критериям выявления детей, нуждающихся в особом подходе, приемах работы с ними, а также взаимодействию с семьей ребенка для обеспечения максимально комфортных условий освоения ребенком образовательной программы.
Прежде всего – это возможность видеть, что ребенок начинает говорить, постепенно адаптируется в детском саду, в дальнейшем идет в школу, его мама получает возможность выйти на работу, реализовать себя в профессиональной сфере. У семьи появляется дополнительный доход. И очень часто вижу, что результаты в развитии у ребенка помогают сохранить семью, брак родителей, отец не уходит из семьи.
А значит, благодаря нашей работе, счастливых и благополучных семей становится больше.
Поделиться