Главная
Интервью
Яна Давыдова о международном проекте World-of-Speech: «Предлагаем родителям инструменты, чтобы дети начинали говорить вовремя и развивались правильно»

Яна Давыдова о международном проекте World-of-Speech: «Предлагаем родителям инструменты, чтобы дети начинали говорить вовремя и развивались правильно»

Oбразование
Яна Давыдова

Автор: Дарья Лунная

13 декабря 2025

Эксперт в области запуска речи и развития детей о том, как родители из любой точки мира могут получить высококвалифицированную помощь по вопросам развития речи и интеллекта детей

По статистике количество детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом растет. По данным Минпросвещения России, в 2024/25 учебном году в российских школах обучалось 1 026 990 детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Это на 49 тысяч (5%) больше, чем годом ранее.

О ситуации в сфере развития детей, современном родительстве и возможностях помощи семьям, замечающим задержку в развитии детей, мы поговорили с Яной Юрьевной Давыдовой, практикующим педагогом-дефектологом, основателем и руководителем Центра детской психологии и развития речи «Томатис 54» (г. Новосибирск). Яна Юрьевна является членом Союза дефектологов и Ассоциации детских психиатров и психологов, автором методики запуска речи у детей и методики диагностики детей от 6 месяцев, направленной на ранее выявление признаков задержки и нарушений в развитии у детей.

Яна, на Ваш взгляд, почему в современных условиях, когда так развита медицина, детей с особенностями развития становится все больше?

Это связано с целым рядом причин: одни из них, это ухудшение качества питания населения, ослабление здоровья современных женщин и, как Вы правильно отметили, достижения в медицине. Современные знания и технологии позволяют зачать, выносить и выходить после рождения даже потенциально слабого и нежизнеспособного ребенка. Мы восхищаемся результатами и опытом акушеров, реаниматологов, неонатологов, которые спасают младенцев, но никто в дальнейшем не отслеживает, как развивается этот ребенок, сохранен ли у него интеллект, способен ли он потом к обучению и сможет ли быть дееспособным и жить самостоятельно.

Вы считаете современная статистика отражает реальную ситуацию о количестве детей с особенностями развития?

К сожалению, те цифры, которые мы можем найти, не соответствуют действительности.

В России проживает 32 млн. детей до 18 лет. По данным вице-премьера России Татьяны Голиковой, на 01.06.2025 в стране насчитывалось 784 тыс. детей-инвалидов, что составляет 2,5 %. Подчеркну, это только дети-инвалиды, которые получают социальную и материальную поддержку государства. Но есть и еще одна категория детей – «дети с ограниченными возможностями здоровья», этот статус дети получают после прохождения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). Данные дети также имеют особенности в физическом, психическом или эмоциональном развитии и им необходимы особые образовательные условия. Статистики по данной категории детей нет.

И есть еще одна категория детей, о которой многие не догадываются. Не учитываются дети, которые не посещают детский сад, не обратились на ПМПК, а их родители приняли решение работать исключительно с частными специалистами, то есть государство не знает о существовании проблем у этих детей.

Так как я занимаюсь написанием научных статей, то я знакома со статистикой других развитых стран. В ней сообщается, что численность детей с особенностями развития составляет не менее 10-15 % от общей популяции новорожденных.

Таким образом, мы можем высчитать простую пропорцию и получим от 3,2 млн. до 4,8 млн. детей в России имеют задержки и нарушения развития.

Яна, Вы сказали, что есть семьи, которые занимаются с детьми исключительно с помощью негосударственных детских садов и частных специалистов. Как Вы думаете, почему родители делают такой выбор?

Здесь несколько факторов: 

Во-первых, сейчас распространена детоцентристкая модель семьи, когда во главу интересов ставится удовлетворение потребностей ребенка, его гиперопека, создание исключительно бережных условий воспитания и обучения. Это и обуславливает выбор частных детских садов и школ.

Во-вторых, получение коррекционно-развивающих услуг дефектолога, психолога, логопеда в государственных учреждениях (поликлиниках, органах социальной защиты) возможно только курсами 1-2 раза в год, что малоэффективно.

В-третьих, есть категория родителей, которые с 2-3-летнего возраста замечают особенности развития у своего ребенка и хотят уберечь его от стигматизации общества и исключить получение им статуса «ребенок-инвалид» или «ребенок с ограниченными возможностями здоровья». Поэтому выбирают исключительно работу с частными коррекционно-развивающими центрами.

Ваш проект World-of-Speech ориентирован как раз на эту категорию семей?

Нет, мы работаем со всеми семьями, вне зависимости от того, какую систему образования (частную или государственную) они выбирают, и вне зависимости от того, в какой стране семья проживает. Сейчас много эмигрировавших из России людей, которые проживая в другой стране, пока недостаточно там социализировались, не выучили язык, поэтому им сложно найти помогающих в развитии детей специалистов. И для них моя онлайн-диагностика и консультация являются основополагающим этапом в понимании, действительно ли есть проблемы в развитии у ребенка и как подходить к построению коррекционно-развивающей работы в конкретно их условиях и ситуации. В моей методике есть разработанные алгоритмы помощи и так называемые «ресурсные листы» со специалистами и центрами в разных странах, например, в Казахстане, Израиле, США.

В настоящее время у меня работает сайт https://world-of-speech.com с полезной информацией для родителей, которая доступна уже на 3-х языках: русском, английском и испанском. В ближайшем будущем планируем работать не только с русскоговорящими семьями, но и с англо- и испаноговорящими, чтобы как можно больше родителей могли предупредить задержки развития и своевременно помочь своему ребенку.

Мы имеем опыт, когда после онлайн-диагностики и консультации к нам в Центр «Томатис 54», в город Новосибирск, приезжали семьи из Франции, Германии, Казахстана, Узбекистана, Израиля. Конечно, мы гордимся этим, потому что к работе с регионами России мы уже привыкли. После проводимых мной онлайн-консультаций к нам в Центр на реабилитацию приезжают семьи из Алтайского и Приморского краев, с Чукотки, Камчатки, Курильских островов, острова Шикатан, республики Бурятия, Якутия, Иркутской, Томской, Новосибирской областей. Благодаря разработанным мною алгоритмам, мы делаем доступной для семей, проживающих в отдаленных районах страны, не только качественную информационно-диагностическую помощь, но и реабилитационную.

А что делать семье, которая получила у Вас диагностику и консультацию, у ребенка выявлены проблемы, но она не имеет финансовой возможности приехать в г. Новосибирск на реабилитацию?

Для каждой семьи по итогам диагностики ребенка я разрабатываю индивидуальный коррекционный маршрут, в котором пошагово расписано какие медицинские обследования необходимо ребенку пройти, к каким врачам обратиться и какие коррекционные занятия, методы, направления необходимы ребенку в первую очередь, какие задачи необходимо решить и что родителям важно делать в бытовых и режимных моментах, чтобы ускорить динамику в развитии ребенка. Часто это кардинальное изменение стратегий воспитания, которое требует от родителей колоссальных моральных усилий и даже смены мировоззренческих ориентиров.

А как семье сохранить тот настрой на изменения, который Вы создали им во время консультации?

У меня работает программа сопровождения семей при реализации индивидуального коррекционного маршрута. Она обеспечивает родителей необходимой информационной, диагностической и аналитической поддержкой в процессе жизни и развития ребенка.

И я веду Телеграм-канал, блог в Инстаграме и канал на Ютубе, где делюсь знаниями о нормах моторного и речевого развития детей, критериях, которые помогают вовремя заметить тревожные признаки нарушений и задержки развития, а также приемах развития ребенка в режимных и бытовых моментах. Я отвечаю на вопросы подписчиков, что позволяет родителям чувствовать поддержку и наставничество от компетентного специалиста. Все эти информационные ресурсы можно найти по названию World-of-Speech или по моему имени – Яна Давыдова.

Давайте вернемся к обычной российской семье: Вы сказали, что работаете с семьями вне зависимости от того, какую систему образования семья выбирает (государственную или частную). Какие нюансы есть в Вашей методике в составлении индивидуального коррекционного маршрута для этих категорий семей?

Для семей, которые выбирают муниципальную систему образования, я включаю в индивидуальный коррекционный маршрут необходимость прохождения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), на основании заключения которой определяется программа обучения ребенка, и ребенок может получать бесплатную коррекционную помощь в поликлиниках, центрах социальной защиты населения, а также в детских садах или школах (например, дополнительные занятия логопеда, дефектолога, психолога). В таких случаях мы выстраиваем систему преемственности в работе между специалистами нашего Центра «Томатис 54» и специалистами учреждений, которые посещает ребенок по месту жительства (центр социальной помощи, детский сад или школа).

При тяжелых нарушениях развития у ребенка в индивидуальный коррекционный маршрут включаю рекомендацию обратиться в бюро МСЭ (медико-социальной экспертизы), для оформления статуса «ребенок-инвалид». Это дает семье ряд льгот, а также финансовую поддержку от государства для дополнительных абилитационных или реабилитационных мероприятий на платной основе в частных клиниках и центрах.

Ваша методика диагностики и запуска речи у детей доказала эффективность. Уже более 5000 детей заговорили, многие из них уже пошли в школу и даже с успехом осваивают программу общеобразовательной школы. Можно ли сказать, что ваша система работы становится отраслевым стандартом?

Думаю, да. Многие специалисты обучаются у меня в Центре «Томатис 54» и на проводимых мною семинарах и лекциях. Они внедряют мои методики и наработанные алгоритмы в свою работу, делая более доступными для населения услуги именно ранней помощи детям с особенностями развития. Потому что «золотое правило» коррекционной работы – чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче можно преодолеть имеющиеся нарушения развития. Это дает реальный шанс детям выйти в норму развития, адаптироваться в детском саду, в дальнейшем пойти в общеобразовательную школу и осваивать учебную программу.

Сейчас в рамках проекта World-of-Speech Вы сотрудничаете с общеобразовательными школами и обучаете учителей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Какие Ваши знания и навыки наиболее востребованы в этой сфере?

В России повсеместно внедряется идея инклюзивного образования. Однако современные условия таковы, что классы переполнены: 30-35 человек, из них в каждом классе по 3-4 ученика с ограниченными возможностями здоровья, при этом в классе нет тьюторов, оказывающих индивидуальную помощь этим ученикам. Многие родители, выбирая общеобразовательную школу, не ставят в известность классного руководителя о наличии особенностей у ребенка. Поэтому я обучаю учителей критериям выявления детей, нуждающихся в особом подходе, приемах работы с ними, а также взаимодействию с семьей ребенка для обеспечения максимально комфортных условий освоения ребенком образовательной программы.

В педагогике, работе с ребенком и его семьей многое решают методики и приемы, но очень многое зависит и от самого педагога, его личности. Что для Вас, специалиста с большим опытом работы, самое ценное в профессии и что помогает поддерживать интерес к своей деятельности?

Прежде всего – это возможность видеть, что ребенок начинает говорить, постепенно адаптируется в детском саду, в дальнейшем идет в школу, его мама получает возможность выйти на работу, реализовать себя в профессиональной сфере. У семьи появляется дополнительный доход. И очень часто вижу, что результаты в развитии у ребенка помогают сохранить семью, брак родителей, отец не уходит из семьи.

А значит, благодаря нашей работе, счастливых и благополучных семей становится больше.

Поделиться

21

Другие интервью

Актуальные исследования

#50 (285)

Прием материалов

13 декабря - 19 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

24 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 января