Главная
АИ #20 (255)
Статьи журнала АИ #20 (255)
Совершенствование системы управления сферой дополнительного образования на муниц...

Совершенствование системы управления сферой дополнительного образования на муниципальном уровне

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

дополнительное образование
управление
муниципальный уровень
инновации
качество образования

Аннотация статьи

В статье рассматривается проблема совершенствования системы управления сферой дополнительного образования на муниципальном уровне. Анализируются существующие проблемы и недостатки в управлении, включая отсутствие на сегодняшний день единой базы данных занятости детей в системе дополнительного образования, четких механизмов взаимодействия между различными участниками образовательного процесса, неэффективное использование имеющейся инфраструктуры при реализации ФГОС. Оценивается роль местных органов власти в формировании и реализации программ дополнительного образования, а также значимость общественного участия и партнерства с образовательными учреждениями, родителями и профессиональными организациями. Предлагаются варианты улучшения управления, включая внедрение общественной экспертизы результатов и эффективности использования имеющейся инфраструктуры, разработку комплексных программ и повышение квалификации кадров.

Текст статьи

В условиях возрастающих требований к образовательным стандартам дополнительное образование имеет большое значение для формирования конкурентоспособной личности. Совершенствование управления дополнительным образованием может не только повысить качество образовательных услуг, но и обеспечить более эффективное использование ресурсов, способствуя всестороннему развитию личности.

Цель данной статьи заключается в анализе существующей системы управления дополнительным образованием на муниципальном уровне и выявлении направлений ее совершенствования.

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» смысл понятия образования, которое трактуется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1].

Сфера дополнительного образования как объект управления представляет собой сложную и многофункциональную систему, требующую серьезного внимания и комплексного подхода. Это направление образования охватывает широкий спектр программ и услуг, направленных на удовлетворение потребностей детей и молодежи в обучении и развитии [4, с. 210].

Целями развития дополнительного образования детей являются создание условий для самореализации и развития талантов, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности. Важным направлением муниципальной политики является не только обеспечение доступа к программам дополнительного образования, но и организация процесса обучения таким образом, чтобы каждый ребенок мог в полной мере раскрыть свой потенциал и реализовать творческие способности [3, с. 512].

Национальный проект «Образование» [2] в Российской Федерации направлен на модернизацию и развитие системы образования. В составе национального проекта «Образование» включены различные федеральные проекты, в том числе Проект приоритетной направленности «Доступное дополнительное образование для детей», проект федерального масштаба «Успех каждого ребёнка».

На муниципальном уровне также реализуются программы, направленные на оптимизацию и развитие дополнительного образования. Местные органы власти принимают активное участие в создании инфраструктуры, обеспечивающей доступность дополнительных образовательных программ для всех категорий детей. Муниципальные инициативы могут варьироваться от создания новых кружков и секций до организации разнообразных образовательных мероприятий, фестивалей и конкурсов, способствующих популяризации дополнительного образования. Однако очевидно и наличие в системе дополнительного образования проблем и противоречий, которые необходимо решить в ближайшее время.

На сегодняшний день существуют явные разрывы между потребностями обучающихся и их родителей (законных представителей) в реализации тех или иных направлений дополнительного образования и имеющимися ресурсами общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования. Кроме того, отсутствует централизованная база данных, отражающая занятость детей в системе дополнительного образования, что не позволяет анализировать потребности граждан и распространять информацию о доступных программах, а также затрудняет планирование эффективных мероприятий по привлечению детей в различные образовательные инициативы.

При реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) не учитывается уже состоявшийся выбор ребенком занятий в организациях дополнительного образования или учреждениях культуры и спорта. Это приводит к ситуации, когда дети оказываются в рамках формализованных программ, которые не соответствуют их интересам и увлечениям.

Существует также проблема неэффективного использования имеющейся инфраструктуры при реализации ФГОС. Нередко образовательные учреждения работают в условиях недостатка ресурсов, чтобы максимально использовать доступные возможности для создания качественных образовательных программ.

В соответствии с выделенными проблемами можно выделить следующие задачи:

  • обсуждение механизмов реализации ФГОС общего образования совместно с коллективами организаций дополнительного образования;
  • повышение качества дополнительного образования, внедрение общественной экспертизы результатов и эффективности использования имеющейся инфраструктуры;
  • организация системы повышения квалификации руководителей и педагогических работников образовательных учреждений дополнительного образования детей в вопросах реализации ФГОС общего образования;
  • развитие новых механизмов, процедур, технологий сетевого взаимодействия с организациями образования, культуры, спорта;
  • совершенствование нормативно-правовой базы реализации ФГОС общего образования в части взаимодействия общего и дополнительного образования.

Таким образом, реализация предложенных задач станет основой для создания более качественной, доступной и эффективной системы дополнительного образования, которая отвечает современным требованиям общества и поддерживает всестороннее развитие детей. Этот процесс требует согласованных действий всех участников образовательного процесса, а также поддержки со стороны заинтересованных органов власти, что позволит достичь значительных результатов в области образования.

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации от 31 декабря 2012 г. № 53 (часть I) ст. 7598.
  2. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) [Электронный ресурс] // Доступ из официального портала «национальныепроекты.рф». – URL: https://национальныепроекты.рф. (дата обращения: 10.05.2025).
  3. Дзина М.А. Совершенствование механизма управления муниципальным образованием / М.А. Дзина // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 1(114). – С. 512-517.
  4. Основы государственного и муниципального управления. Агенты и технологии принятия политических решений: учебник и практикум для вузов / Г.А. Меньшикова [и др.]; под редакцией Г.А. Меньшиковой. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 387 с.

Поделиться

15

Логинов А. П. Совершенствование системы управления сферой дополнительного образования на муниципальном уровне // Актуальные исследования. 2025. №20 (255). URL: https://apni.ru/article/12074-sovershenstvovanie-sistemy-upravleniya-sferoj-dopolnitelnogo-obrazovaniya-na-municipalnom-urovne

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#20 (255)

Прием материалов

17 мая - 23 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

28 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

11 июня