В условиях возрастающих требований к образовательным стандартам дополнительное образование имеет большое значение для формирования конкурентоспособной личности. Совершенствование управления дополнительным образованием может не только повысить качество образовательных услуг, но и обеспечить более эффективное использование ресурсов, способствуя всестороннему развитию личности.
Цель данной статьи заключается в анализе существующей системы управления дополнительным образованием на муниципальном уровне и выявлении направлений ее совершенствования.
В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» смысл понятия образования, которое трактуется как «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1].
Сфера дополнительного образования как объект управления представляет собой сложную и многофункциональную систему, требующую серьезного внимания и комплексного подхода. Это направление образования охватывает широкий спектр программ и услуг, направленных на удовлетворение потребностей детей и молодежи в обучении и развитии [4, с. 210].
Целями развития дополнительного образования детей являются создание условий для самореализации и развития талантов, а также воспитание высоконравственной, гармонично развитой и социально ответственной личности. Важным направлением муниципальной политики является не только обеспечение доступа к программам дополнительного образования, но и организация процесса обучения таким образом, чтобы каждый ребенок мог в полной мере раскрыть свой потенциал и реализовать творческие способности [3, с. 512].
Национальный проект «Образование» [2] в Российской Федерации направлен на модернизацию и развитие системы образования. В составе национального проекта «Образование» включены различные федеральные проекты, в том числе Проект приоритетной направленности «Доступное дополнительное образование для детей», проект федерального масштаба «Успех каждого ребёнка».
На муниципальном уровне также реализуются программы, направленные на оптимизацию и развитие дополнительного образования. Местные органы власти принимают активное участие в создании инфраструктуры, обеспечивающей доступность дополнительных образовательных программ для всех категорий детей. Муниципальные инициативы могут варьироваться от создания новых кружков и секций до организации разнообразных образовательных мероприятий, фестивалей и конкурсов, способствующих популяризации дополнительного образования. Однако очевидно и наличие в системе дополнительного образования проблем и противоречий, которые необходимо решить в ближайшее время.
На сегодняшний день существуют явные разрывы между потребностями обучающихся и их родителей (законных представителей) в реализации тех или иных направлений дополнительного образования и имеющимися ресурсами общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования. Кроме того, отсутствует централизованная база данных, отражающая занятость детей в системе дополнительного образования, что не позволяет анализировать потребности граждан и распространять информацию о доступных программах, а также затрудняет планирование эффективных мероприятий по привлечению детей в различные образовательные инициативы.
При реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) не учитывается уже состоявшийся выбор ребенком занятий в организациях дополнительного образования или учреждениях культуры и спорта. Это приводит к ситуации, когда дети оказываются в рамках формализованных программ, которые не соответствуют их интересам и увлечениям.
Существует также проблема неэффективного использования имеющейся инфраструктуры при реализации ФГОС. Нередко образовательные учреждения работают в условиях недостатка ресурсов, чтобы максимально использовать доступные возможности для создания качественных образовательных программ.
В соответствии с выделенными проблемами можно выделить следующие задачи:
- обсуждение механизмов реализации ФГОС общего образования совместно с коллективами организаций дополнительного образования;
- повышение качества дополнительного образования, внедрение общественной экспертизы результатов и эффективности использования имеющейся инфраструктуры;
- организация системы повышения квалификации руководителей и педагогических работников образовательных учреждений дополнительного образования детей в вопросах реализации ФГОС общего образования;
- развитие новых механизмов, процедур, технологий сетевого взаимодействия с организациями образования, культуры, спорта;
- совершенствование нормативно-правовой базы реализации ФГОС общего образования в части взаимодействия общего и дополнительного образования.
Таким образом, реализация предложенных задач станет основой для создания более качественной, доступной и эффективной системы дополнительного образования, которая отвечает современным требованиям общества и поддерживает всестороннее развитие детей. Этот процесс требует согласованных действий всех участников образовательного процесса, а также поддержки со стороны заинтересованных органов власти, что позволит достичь значительных результатов в области образования.