Как студенту писать научную статью: простые ответы на сложные вопросы

Учитесь в вузе? Рано или поздно вы столкнетесь с вопросом, как студенту написать первую научную статью. А раз вы сейчас здесь — значит, время пришло. И мы точно знаем, что вас мучает множество вопросов. Зачем и как писать? На какую тему? Где публиковать? Постараемся ответить на все вопросы, так волнующие студентов.

Нужно ли писать научные статьи и зачем

Перед тем как студенту написать научную статью, нужно разобраться, а зачем это необходимо. Ситуации бывают разные: нужно выступить на конференции по просьбе кафедры, набрать нужное количество публикаций для защиты диплома, поступления в магистратуру или получения повышенной стипендии.

Другим студентам нравится заниматься наукой, поэтому они пишут статьи по той теме, которую плотно изучают. Не меньшую пользу публикации несут тем, кто претендует на гранты. Нередко серьезные научные работы идут в зачет аттестации или экзаменов. Принципы подготовки статьи во всех случаях одинаковы, и подходить к написанию стоит серьезно, даже если это простое соблюдение формальностей.

О чем писать, как выбрать тему

Ответ на вопрос «Зачем?» найден. Теперь можно перейти к тому, как писать научную статью студенту. Но для начала давайте выберем тему.

Если идея уже есть — отлично. Скорее всего, вы тот самый студент, который буквально тянется к науке и горит идеей что-нибудь написать. А может, ваш научный руководитель уже дал тему. Тогда трудностей с выбором тоже не будет. Но обратите внимание: если хотите всех удивить и заявить о себе, лучше взять малоизученный или сложно решаемый вопрос из той области, что интересна.

Если темы нет — не беда. Ее легко найти, даже если в голове совсем нет мыслей по этому поводу. Можно сказать, тема у вас уже есть, причем сразу в нескольких вариантах. Итак, вы можете:

  • Взять тему дипломной работы. Самый простой вариант, ведь в этой теме вы уже точно разбираетесь, поэтому легко напишете еще несколько страниц. Можно взять и не саму тему, а что-то около нее, какой-то проблемный вопрос, связанный с дипломной работой.
  • Взять любую курсовую или другую работу. Как студент вы точно должны были что-то такое написать. Получается, основа для научной работы уже есть. Останется только все правильно оформить в соответствии со структурой статьи.
  • Подобрать тему в соответствии с требованиями научной конференции. Обычно на таких мероприятиях определена одна главная тема и приведены секции, в которых можно рассмотреть предлагаемую тему с разных точек зрения. Здесь тоже легко выбрать. Берите то, в чем разбираетесь, что соответствует вашей специальности или диплому и что пересекается с той или иной секцией конференции.
  • Позаимствовать тему в издании, где будете публиковаться. То же самое, что и в случае с конференцией, работает при публикации в журналах, где обычно четко определены разделы. В них вы можете посмотреть и примеры научных статей для студентов.

Исходя из темы, сразу продумайте название статьи. После написания его можно будет изменить, уточнить, сделать интереснее. Главное — название должно быть цепляющим, но не интригующим. Работа должна привлечь внимание актуальностью и новизной, а не шокирующим заголовком.

В журнале «Актуальные исследования» 34 рубрики. Среди них и гуманитарные, и технические, и социальные науки, поэтому выбор темы ничем не ограничен

Тема есть, а как писать

Наличие темы — уже хорошо. Должно быть понятно, о чем писать. А чтобы статья получилась содержательной, полезной и ценной для науки, для начала стоит познакомиться с научным стилем. Работа может быть отличной, но, если материал неправильно изложен или подан, его могут не понять и не оценить. Поэтому научный стиль — это основа того, как студенту писать статью.

Итак, что делаем после выбора темы:

  1. Собираем материалы. Пригодится все, что уже наработано за время учебы, а также работы по той же теме, но выполненные другими авторами. Можно искать в интернете, а лучше — в специализированных сервисах вроде электронной библиотеки eLibrary.
  2. Продумываем структуру статьи. Начинаем с введения, затем переходим к основной части, после которой делаем выводы. По ходу написания формируем список литературы. В конце может оказаться, что введение и даже название статьи нужно немного изменить. Этого не нужно бояться, поскольку такой подход к написанию правильный, ведь помогает сделать работу более точной и конкретной.
  3. Оформляем все в соответствии с требованиями. Их берем там, где планируем опубликовать работу: в тематическом журнале, сборнике конференции и пр. Важно соблюсти все требования: шрифт, размеры отступов, параметры абзацев, — иначе статью могут не принять к публикации. Для наших потенциальных авторов у нас классная новость: если решите отправить статью в журнал «Актуальные исследования», то мы сами все поправим, если что-то не так оформите. За это не переживайте.

Полезные советы

Разбираясь в том, как студенту написать статью для публикации, мы нашли много нюансов. Например, проверка на плагиат. В любом авторитетном научном журнале материалы, подаваемые на публикацию, проверяют на уникальность. Поэтому, даже если очень хочется просто скопировать чью-то мысль, делать этого не стоит. Статья не пройдет проверку, и ее не примут. Избежать плагиата просто — следуйте правилам научного цитирования.

Другой важный нюанс — источники. Подбирая материалы для своей статьи, которые затем будут включены в список литературы, стоит обращать внимание на актуальные работы, написанные не более чем 10 лет назад, а лучше не старше 5 лет. Это важно с точки зрения новизны, актуальности и ценности статьи для науки.

Еще важно правильно дополнять работу иллюстрациями. Их не должно быть слишком много, они должны нести смысловую нагрузку, а не просто «украшать» статью. И, конечно, не забывайте проверить работу на грамотность. Даже самая качественная статья теряет ценность, если в ней есть ошибки. Лучше начать писать заблаговременно, чтобы успеть вдумчиво поработать над содержанием, а при необходимости — успеть его скорректировать.

Если вы прошли все шаги и учли каждую рекомендацию, у вас на руках окажется достойная научная статья, которая даст много бонусов и преимуществ.

Прием материалов
с 16 октября по 22 октября
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
26 октября
Рассылка печатных экземпляров
03 ноября