Главная
АИ #22 (204)
Статьи журнала АИ #22 (204)
Формирование основ алгоритмической грамотности и программирования у дошкольников...

Формирование основ алгоритмической грамотности и программирования у дошкольников с помощью развивающих игр

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

развивающие игры
цифровая образовательная среда
Пиктомир
программирование
алгоритмы
дошкольники
возрастные особенности
математические способности
мыслительные процессы
планирование

Аннотация статьи

В статье рассматривается использование развивающих игр для обучения дошкольников основам программирования и алгоритмов с использованием цифровой образовательной среды «Пиктомир». Игры внедряются поэтапно с учётом возрастных особенностей детей, знакомят их с профессией программиста и языками программирования. Цель игрового задания – научить ребёнка систематизировать, анализировать, обобщать и планировать. Игра способствует развитию математических способностей, мыслительных процессов, навыков планирования и ориентации в пространстве.

Текст статьи

В этой статье расскажем о развивающих играх, призванным составить основу программирования и алгоритмов для дошкольников с использованием цифровой образовательной среды «Пиктомир». Игровые системы внедряются поэтапно, с учетом возрастных особенностей детей. Дети знакомятся с профессией программиста и языками программирования. Цель игрового задания – научить ребенка систематизировать, анализировать, обобщать и планировать. Игра направлена на развитие математических способностей, мыслительных процессов, формирование навыков планирования деятельности и организаторских способностей, ориентацию в пространстве. Мир вокруг нас стремительно меняется. Цифровые технологии пришли в нашу жизнь и изменили ее всего за несколько лет. Современные дети не являются исключением, поэтому важно обучать их базовой компьютерной грамотности, основам программирования. Сегодня это так же важно, как умение читать, считать и писать. Что обеспечивает формирование основ программирования у дошкольников? Эти навыки учат ребенка логически мыслить, понимать причинно-следственную связь, находить несколько решений одной проблемы. В дошкольном возрасте раннее программирование помогает создать необходимые условия для познавательной, исследовательской деятельности, для развития важных когнитивных способностей, таких как организация деятельности, навыки планирования, пространственное мышление и развитие математических способностей у детей. Дошкольники обучаются программированию в игровой форме с использованием образовательной среды «Пиктомир», в которой разработана система научных понятий, вводимых шаг за шагом в игровой форме, с учетом возрастных особенностей детей. Цель игрового задания - научить ребенка анализировать, систематизировать, обобщать и планировать. Разрабатываемая пространственная среда должна быть оснащена необходимыми средствами обучения, различными материалами, играми и пособиями. Проанализировав научную литературу, можно выделить следующие группы игр, направленных на развитие различных способностей: умение планировать и организовывать деятельность, умение ориентироваться в пространстве, развитие математических способностей, развитие внимания, памяти, мышления, основные элементы, влияющие на уровень интеллектуального развития, развитие дошкольников, а следовательно, и формирование алгоритмических навыков. Среда разработки постоянно пополняется играми и руководствами по игре, в том числе защищенными авторским правом.

Используйте такие игры, как «Два кубика», для развития своих математических навыков. Интеграция количественного и порядкового счета; интеграция понятий и терминов, используемых в программе ПиктоМир.

Для развития мыслительных процессов:

  • «Повторяй обеими руками». Интеграция терминов и понятий в программе ПиктоМир.

Развитие у детей навыков межполушарного взаимодействия, формирование новых нейронных связей. Интеграция умения ориентироваться в самолете:

  • «Собери робота. Фото» Развивает интерес дошкольников.

Развивать умение планировать и организовывать свою деятельность:

  • «Сравните и заполните». Это обучает вас визуальному и мысленному анализу расположения фигур.
  • «Указания. Фото» Формирует у детей навыки составления алгоритмов команд.

Умение анализировать и ориентироваться на плоскости развивает творческое воображение:

  • «Расставьте игровое поле». Отрабатывайте технологию самостоятельного размещения карточек по предложенной программе.

О развитии ориентировки в пространстве:

  • «Следуй за мной и повторяй». Развивать умение плавать в пространстве
  • «Угадай, куда?». Научите, как овладеть пространственным выражением.
  • «Расстановка по арене», «Судоку», «Лабиринт», «головоломка», «лото», «Заметки», «Две руки», «Повторяй за мной», «Расстановка по пути», рабочая тетрадь и различные раскраски.

В работе по формированию основ программирования и развитию алгоритмического мышления у дошкольников большое внимание уделяется организации командной работы у дошкольников, что позволяет формировать у них ценные для учащихся личностные качества: общительность, контактность, самостоятельность, настойчивость, эмоциональный интеллект. Развивается умение задавать вопросы, дошкольники учатся наблюдать и экспериментировать.

Список литературы

  1. Бастрыкина, А.Ю. Ребёнок – дошкольник в мире цифровых технологий / А.Ю. Бастрыкина. – Тамбов, 2019.
  2. Бесшапошников, Н.О. Цифровая образовательная среда «ПиктоМир»: опыт, разработки и внедрение программирования для дошкольников / Н.О. Бесшапошников, А.Г. Кушниренко, А.Г. Леонов, О.В. Собакинских. – 2020.
  3. Коч, Л.А. Дошколенок + компьютер / Л.А. Коч. – Москва: «Учитель», 2011. – 179 с.
  4. Кушниренко, А.Г. Осваиваем программирование за один урок / А.Г. Кушниренко, А.Г. Леонов, М.В. Райко. – Москва: «Отдел учебной информатики ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН» – 2019.
  5. Кушниренко А.Г. ПиктоМир: опыт использования и новые платформы / А.Г. Кушниренко //https://www.piktomir.ru/ – 2011.
  6. Левенчук, А. Пиктомир: дошкольное программирование, как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности / А. Левенчук. //https://ailev.livejournal.com/98015.
  7. Рогожкина, И.Б. ПиктоМир: дошкольное программирование, как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности / И.Б. Рогожкина, А.Г. Кушниренко. // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 2.

Поделиться

642

Белоборода Н. А., Власенко Н. А., Гончарова М. В., Соловьева С. А. Формирование основ алгоритмической грамотности и программирования у дошкольников с помощью развивающих игр // Актуальные исследования. 2024. №22 (204). Ч.III.С. 48-50. URL: https://apni.ru/article/9493-formirovanie-osnov-algoritmicheskoj-gramotnosti-i-programmirovaniya-u-doshkolnikov-s-pomoshyu-razvivayushih-igr

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря