Главная
АИ #22 (204)
Статьи журнала АИ #22 (204)
Формирование основ алгоритмической грамотности и программирования у дошкольников...

Формирование основ алгоритмической грамотности и программирования у дошкольников с помощью развивающих игр

Автор(-ы):

Белоборода Наталья Анатольевна

Власенко Наталья Анатольевна

Гончарова Марина Васильевна

Соловьева Светлана Александровна

31 мая 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

развивающие игры
цифровая образовательная среда
Пиктомир
программирование
алгоритмы
дошкольники
возрастные особенности
математические способности
мыслительные процессы
планирование

Аннотация статьи

В статье рассматривается использование развивающих игр для обучения дошкольников основам программирования и алгоритмов с использованием цифровой образовательной среды «Пиктомир». Игры внедряются поэтапно с учётом возрастных особенностей детей, знакомят их с профессией программиста и языками программирования. Цель игрового задания – научить ребёнка систематизировать, анализировать, обобщать и планировать. Игра способствует развитию математических способностей, мыслительных процессов, навыков планирования и ориентации в пространстве.

Текст статьи

В этой статье расскажем о развивающих играх, призванным составить основу программирования и алгоритмов для дошкольников с использованием цифровой образовательной среды «Пиктомир». Игровые системы внедряются поэтапно, с учетом возрастных особенностей детей. Дети знакомятся с профессией программиста и языками программирования. Цель игрового задания – научить ребенка систематизировать, анализировать, обобщать и планировать. Игра направлена на развитие математических способностей, мыслительных процессов, формирование навыков планирования деятельности и организаторских способностей, ориентацию в пространстве. Мир вокруг нас стремительно меняется. Цифровые технологии пришли в нашу жизнь и изменили ее всего за несколько лет. Современные дети не являются исключением, поэтому важно обучать их базовой компьютерной грамотности, основам программирования. Сегодня это так же важно, как умение читать, считать и писать. Что обеспечивает формирование основ программирования у дошкольников? Эти навыки учат ребенка логически мыслить, понимать причинно-следственную связь, находить несколько решений одной проблемы. В дошкольном возрасте раннее программирование помогает создать необходимые условия для познавательной, исследовательской деятельности, для развития важных когнитивных способностей, таких как организация деятельности, навыки планирования, пространственное мышление и развитие математических способностей у детей. Дошкольники обучаются программированию в игровой форме с использованием образовательной среды «Пиктомир», в которой разработана система научных понятий, вводимых шаг за шагом в игровой форме, с учетом возрастных особенностей детей. Цель игрового задания - научить ребенка анализировать, систематизировать, обобщать и планировать. Разрабатываемая пространственная среда должна быть оснащена необходимыми средствами обучения, различными материалами, играми и пособиями. Проанализировав научную литературу, можно выделить следующие группы игр, направленных на развитие различных способностей: умение планировать и организовывать деятельность, умение ориентироваться в пространстве, развитие математических способностей, развитие внимания, памяти, мышления, основные элементы, влияющие на уровень интеллектуального развития, развитие дошкольников, а следовательно, и формирование алгоритмических навыков. Среда разработки постоянно пополняется играми и руководствами по игре, в том числе защищенными авторским правом.

Используйте такие игры, как «Два кубика», для развития своих математических навыков. Интеграция количественного и порядкового счета; интеграция понятий и терминов, используемых в программе ПиктоМир.

Для развития мыслительных процессов:

  • «Повторяй обеими руками». Интеграция терминов и понятий в программе ПиктоМир.

Развитие у детей навыков межполушарного взаимодействия, формирование новых нейронных связей. Интеграция умения ориентироваться в самолете:

  • «Собери робота. Фото» Развивает интерес дошкольников.

Развивать умение планировать и организовывать свою деятельность:

  • «Сравните и заполните». Это обучает вас визуальному и мысленному анализу расположения фигур.
  • «Указания. Фото» Формирует у детей навыки составления алгоритмов команд.

Умение анализировать и ориентироваться на плоскости развивает творческое воображение:

  • «Расставьте игровое поле». Отрабатывайте технологию самостоятельного размещения карточек по предложенной программе.

О развитии ориентировки в пространстве:

  • «Следуй за мной и повторяй». Развивать умение плавать в пространстве
  • «Угадай, куда?». Научите, как овладеть пространственным выражением.
  • «Расстановка по арене», «Судоку», «Лабиринт», «головоломка», «лото», «Заметки», «Две руки», «Повторяй за мной», «Расстановка по пути», рабочая тетрадь и различные раскраски.

В работе по формированию основ программирования и развитию алгоритмического мышления у дошкольников большое внимание уделяется организации командной работы у дошкольников, что позволяет формировать у них ценные для учащихся личностные качества: общительность, контактность, самостоятельность, настойчивость, эмоциональный интеллект. Развивается умение задавать вопросы, дошкольники учатся наблюдать и экспериментировать.

Список литературы

  1. Бастрыкина, А.Ю. Ребёнок – дошкольник в мире цифровых технологий / А.Ю. Бастрыкина. – Тамбов, 2019.
  2. Бесшапошников, Н.О. Цифровая образовательная среда «ПиктоМир»: опыт, разработки и внедрение программирования для дошкольников / Н.О. Бесшапошников, А.Г. Кушниренко, А.Г. Леонов, О.В. Собакинских. – 2020.
  3. Коч, Л.А. Дошколенок + компьютер / Л.А. Коч. – Москва: «Учитель», 2011. – 179 с.
  4. Кушниренко, А.Г. Осваиваем программирование за один урок / А.Г. Кушниренко, А.Г. Леонов, М.В. Райко. – Москва: «Отдел учебной информатики ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН» – 2019.
  5. Кушниренко А.Г. ПиктоМир: опыт использования и новые платформы / А.Г. Кушниренко //https://www.piktomir.ru/ – 2011.
  6. Левенчук, А. Пиктомир: дошкольное программирование, как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности / А. Левенчук. //https://ailev.livejournal.com/98015.
  7. Рогожкина, И.Б. ПиктоМир: дошкольное программирование, как опыт продуктивной интеллектуальной деятельности / И.Б. Рогожкина, А.Г. Кушниренко. // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 2.

Поделиться

201

Белоборода Н. А., Власенко Н. А., Гончарова М. В., Соловьева С. А. Формирование основ алгоритмической грамотности и программирования у дошкольников с помощью развивающих игр // Актуальные исследования. 2024. №22 (204). Ч.III.С. 48-50. URL: https://apni.ru/article/9493-formirovanie-osnov-algoritmicheskoj-gramotnosti-i-programmirovaniya-u-doshkolnikov-s-pomoshyu-razvivayushih-igr

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля