В этой статье расскажем о развивающих играх, призванным составить основу программирования и алгоритмов для дошкольников с использованием цифровой образовательной среды «Пиктомир». Игровые системы внедряются поэтапно, с учетом возрастных особенностей детей. Дети знакомятся с профессией программиста и языками программирования. Цель игрового задания – научить ребенка систематизировать, анализировать, обобщать и планировать. Игра направлена на развитие математических способностей, мыслительных процессов, формирование навыков планирования деятельности и организаторских способностей, ориентацию в пространстве. Мир вокруг нас стремительно меняется. Цифровые технологии пришли в нашу жизнь и изменили ее всего за несколько лет. Современные дети не являются исключением, поэтому важно обучать их базовой компьютерной грамотности, основам программирования. Сегодня это так же важно, как умение читать, считать и писать. Что обеспечивает формирование основ программирования у дошкольников? Эти навыки учат ребенка логически мыслить, понимать причинно-следственную связь, находить несколько решений одной проблемы. В дошкольном возрасте раннее программирование помогает создать необходимые условия для познавательной, исследовательской деятельности, для развития важных когнитивных способностей, таких как организация деятельности, навыки планирования, пространственное мышление и развитие математических способностей у детей. Дошкольники обучаются программированию в игровой форме с использованием образовательной среды «Пиктомир», в которой разработана система научных понятий, вводимых шаг за шагом в игровой форме, с учетом возрастных особенностей детей. Цель игрового задания - научить ребенка анализировать, систематизировать, обобщать и планировать. Разрабатываемая пространственная среда должна быть оснащена необходимыми средствами обучения, различными материалами, играми и пособиями. Проанализировав научную литературу, можно выделить следующие группы игр, направленных на развитие различных способностей: умение планировать и организовывать деятельность, умение ориентироваться в пространстве, развитие математических способностей, развитие внимания, памяти, мышления, основные элементы, влияющие на уровень интеллектуального развития, развитие дошкольников, а следовательно, и формирование алгоритмических навыков. Среда разработки постоянно пополняется играми и руководствами по игре, в том числе защищенными авторским правом.
Используйте такие игры, как «Два кубика», для развития своих математических навыков. Интеграция количественного и порядкового счета; интеграция понятий и терминов, используемых в программе ПиктоМир.
Для развития мыслительных процессов:
- «Повторяй обеими руками». Интеграция терминов и понятий в программе ПиктоМир.
Развитие у детей навыков межполушарного взаимодействия, формирование новых нейронных связей. Интеграция умения ориентироваться в самолете:
- «Собери робота. Фото» Развивает интерес дошкольников.
Развивать умение планировать и организовывать свою деятельность:
- «Сравните и заполните». Это обучает вас визуальному и мысленному анализу расположения фигур.
- «Указания. Фото» Формирует у детей навыки составления алгоритмов команд.
Умение анализировать и ориентироваться на плоскости развивает творческое воображение:
- «Расставьте игровое поле». Отрабатывайте технологию самостоятельного размещения карточек по предложенной программе.
О развитии ориентировки в пространстве:
- «Следуй за мной и повторяй». Развивать умение плавать в пространстве
- «Угадай, куда?». Научите, как овладеть пространственным выражением.
- «Расстановка по арене», «Судоку», «Лабиринт», «головоломка», «лото», «Заметки», «Две руки», «Повторяй за мной», «Расстановка по пути», рабочая тетрадь и различные раскраски.
В работе по формированию основ программирования и развитию алгоритмического мышления у дошкольников большое внимание уделяется организации командной работы у дошкольников, что позволяет формировать у них ценные для учащихся личностные качества: общительность, контактность, самостоятельность, настойчивость, эмоциональный интеллект. Развивается умение задавать вопросы, дошкольники учатся наблюдать и экспериментировать.